Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1547   >>>

  

— 1547 —

примером если он пьющий несомненно способствовал распространению среди своих пасомых страсти к водке. Для иллюстрации я позволю себе привести некоторые ужасные картины, виденные мной в жизни сельского духовенства, две, как наиболее типичные. Эти картинки, мне думается, могут убедить самых заядлых скептиков в том, как некоторая часть духовенства своим образом .жизни особенно много сделала для широкого распространения пьянства в крестьянах.

Мы слышали из доклада доктора Никольского, что наиболее пьющим элементом среди учащейся молодежи являются семинаристы. По выходе из своих учебных заведений, как известно, семинаристы идут в сельские священники, где являются духовными руководителями народа, пастырями своих овец, вождями пасомых, которые смотрят на действия батюшек, как на примеры для своей жизни и батюшку отождествляют. И вот, что пришлось услышать и видеть мне, как некоторые к глубокой скорби батюшки начинают свое духовное служение. Был великий пост. Приближалась к концу первая неделя. У всякого искренно верующого человека является в эти дни особенно молитвфнно-религиозное настроение. Я сидел в Саратовском железнодорожном вокзале и дожидался поезда, чтобы отбыть в свое село. В вокзал шумно ворвалась компания молодых людей и расположилась недалеко от меня. Как оказалось впоследствии, что это товарищи провожали на служение народу вновь поставленного священника. Усевшись за стол, они потребовали себе пива и водки и начали распивать, обращаясь к молодому пастырю с такими циничными вопросами, словами коих я не могу оскорбить слух почтенного собрания, называя товарища Васькой, который на их вопросы как он будет обращаться с прихожанами, громко смеялся, поднимал стакан с водкой и чокался за блогоденствие своего будущого служения.

Не в силах выразить, какая скорбь, какое тяжелое чувство скорби пришлось пережить мне в эту минуту. Вот какие первые шага духовенства в деле служения христианской релегии! Что-же они дадут народу? Какие блогодетельные результаты могут выйти от служения этого священника? Можно с уверенностью сказать, что сей злополучный пастырь принесет один вред своим пасомым. Это типичный пример. Известно, что при отправлении в приход только что рукоположенные священники, некоторые справляют пиршества в честь своего назначения, которые не обходятся без вина. Но что же делает там, в своих приходах духовенство: насаждает-ли оно религиозные устои, занимается-ли оно просветительно-нравственными проповедями, искоренением пороков, насаждением трезвости? Да, некоторые из них очень ревностные проповедники воздержания. Но вот второй грустный пример, не менее типичный, пример из жизни сельского духовенства, который ярко характеризует как относился в течении 20 лет батюшка к своим священническим обязанностям. Есть село Блоговещфнскоф в Бала-

— 1548 —

шовском уезде, Саратовской губ. В нем бывший священник, теперь сошедший уже со сцены своего служения, редко был трезв, и совершенно равнодушно относился к религии. Так он, будучи пьян, собрал до двадцати.нар вступающих в брак и нужно было начать их венчание, но оставил, и ушел к недалеко живущему от церкви землевладельцу—которого только что повенчал. Молодые люди додго ждали возвращения священника, но, не дождавшись его/ бросались всей гурьбой к дому помещика, вытащили пьяного батюшку, привели его в церковь и заставили окончить начатое бракосочетание. (Об этом ббгло дело в консистории).

В литературе вы найдете не мало рассказов, описывающих как ужасно много пьет духовенство. А если-бы дозволено было Синодом извлечь из Консисторских архивов все те дела, которые былп совершены духовенством в пьяном виде, то еще можно только удивляться, как осталась вера в народе, как еще совсем не спился русский народ, ибо его духовные руководители, в которых он слепо верит, примеру которых он следует и подражает, сами заражены ядом-алкоголемиѵ Но кажется время это близко...

Третьим элементом, не мало содействующим для развития пьянства в народе—наша деревенская скучающая интеллигенция. Все лица, призванные охранять народ от всех его зловредных влияний: от политики, заболеваний и невежества. Несмотря на различие убеждений, взглядов, все они нередко сходятся воедино для игры в карты, потребления алкоголя. В длинные зимние вечера и идет иногда попойка у кого-либо в квартире местных интеллигентов на глазах населения. Эти попойки, несомненно, заражают народ. „Раз господа пьют, находят проводить время в пьянстве делом разумным, то почему-же не пить и нам, простым серым мужичкамъ'*?

Роль правительства в борьбе с народным пьянством ограничилась открытием обществ трезвости, председателями коих были исправники, предводитель дворянства и акцизный надзиратель, земские начальники; некоторые из них совершенно чуждые стремлению отрезвить даже себя. А кабаки открываются все больше и больше. Открываются они и там, где общество совсем не желало иметь их. На общественные приговоры с требованием, чтобы в селах не открывались кабаки, администрация отвечаете, обыкновенно, отказом, а земские начальники косо смотрят на „зачинщикови.

Министерство Финансов установило прекрасный насос для выкачивания из народных тощих кошельков около миллиарда рублей. Но выкачиваете оно не только деньги, а и народные соки, народные силы, которые слабеют, чахнут все более и более. Извлекая доходы, Правительство не хочет видеть, как блогодаря этому разлагаются, гибнут не только религиозные, но и вообще моральные устои. Преступность все более и более увеличивается. Не раз появлялись в газетах известия, как отцы