Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1546   >>>

  

— 1546 -

ужасающие размеры, вследствие все растущого шинкарства. Еще в 90-х годах народ в нашем крае жил сравнительно привольно и сыто; здоровые семейные устои еще не разлагались, отцы не разгоняли семей, сыновья уважали родителей, относясь к ним с должным почтением, не тащили последнюю домашнюю утварь и сбрую к закладчикам, чтобы на вырученные гроши купить себе яду. Не уходили крестьянские парни и девушки в города и не гибли там от разврата, пьянства и всяких дурных болезней. И зачем им было итти из дому, когда 1) в доме была полная чаша, когда в доме был 2) во всем достаток, 3) когда в избе крестьянина было весело и уютно. Время шло. Алкоголь с возрастающей быстротой все шире и шире распространял свой яд, заражая 4) и здоровые семьи. Можно перечислить целый ряд непьющих сел, которые на моих глазах стали пьянствовать поголовно.

Алкоголь за этот короткий, сравнительно, промежуток времени коснулся хотя и в малой степени и таких трезвенников, как наши старообрядцы.

В 1908 году я обратился с докладом к Всероссийскому съезду старообрядцев, бывшему в Нижнем-Новгороде, принять меры против алкоголя. Съезд горячо отозвался на мое предложение и решил войти с ходатайством пред Собором старообрядческих епископов о выработке решительных мер для пресечения в корне начавшогося употребления спиртных напитков среди старообрядцев. Собор, собравшийся в 1909 г. в сентябре месяце в городе Москве, обратил особое внимание на это ходатайство. На нем было постановлено: что если священник будет замечен в потреблении вина, то подвергается запрещению в первом случае на три месяца, если-же не исправится после этого внушения, то во втором совершенно устраняется от священнослужения. И такое постановление было высказано в старообрядчестве, где пьющие священники составляют очень редкое исключение. Собор также постановил, чтобы вменить пастырям в обязанность неукоснительно следить за своими насомыми, чтобы среди них не развивалась страсть к спиртным напиткам, принимая для этого, какия только можно, меры, как, напр.: не блогословлять браки, которые будут сопровождаться помойками, не посещать те дома, где идут торжества и т. д. Постановление Собора старообрядческих епископов стоит только приветствовать, ибо духовенство, имея огромное влияние на своих иасомых, может многое сделать в деле отрезвления народа, ири условии, конечно, если само будет трезвым.

Но какия причины, какие мотивы так успешно могли способствовать распространению пьянства вообще среди русского народа? Причин этих я нахожу три: первая—это широкое распространение кабаков и шинков в простом народе.

Второй и немаловажной причиной в деле распространения пьянства является часть сельского духовенства, которое своим

— 1547 —

примером если он пьющий несомненно способствовал распространению среди своих пасомых страсти к водке. Для иллюстрации я позволю себе привести некоторые ужасные картины, виденные мной в жизни сельского духовенства, две, как наиболее типичные. Эти картинки, мне думается, могут убедить самых заядлых скептиков в том, как некоторая часть духовенства своим образом .жизни особенно много сделала для широкого распространения пьянства в крестьянах.

Мы слышали из доклада доктора Никольского, что наиболее пьющим элементом среди учащейся молодежи являются семинаристы. По выходе из своих учебных заведений, как известно, семинаристы идут в сельские священники, где являются духовными руководителями народа, пастырями своих овец, вождями пасомых, которые смотрят на действия батюшек, как на примеры для своей жизни и батюшку отождествляют. И вот, что пришлось услышать и видеть мне, как некоторые к глубокой скорби батюшки начинают свое духовное служение. Был великий пост. Приближалась к концу первая неделя. У всякого искренно верующого человека является в эти дни особенно молитвфнно-религиозное настроение. Я сидел в Саратовском железнодорожном вокзале и дожидался поезда, чтобы отбыть в свое село. В вокзал шумно ворвалась компания молодых людей и расположилась недалеко от меня. Как оказалось впоследствии, что это товарищи провожали на служение народу вновь поставленного священника. Усевшись за стол, они потребовали себе пива и водки и начали распивать, обращаясь к молодому пастырю с такими циничными вопросами, словами коих я не могу оскорбить слух почтенного собрания, называя товарища Васькой, который на их вопросы как он будет обращаться с прихожанами, громко смеялся, поднимал стакан с водкой и чокался за блогоденствие своего будущого служения.

Не в силах выразить, какая скорбь, какое тяжелое чувство скорби пришлось пережить мне в эту минуту. Вот какие первые шага духовенства в деле служения христианской релегии! Что-же они дадут народу? Какие блогодетельные результаты могут выйти от служения этого священника? Можно с уверенностью сказать, что сей злополучный пастырь принесет один вред своим пасомым. Это типичный пример. Известно, что при отправлении в приход только что рукоположенные священники, некоторые справляют пиршества в честь своего назначения, которые не обходятся без вина. Но что же делает там, в своих приходах духовенство: насаждает-ли оно религиозные устои, занимается-ли оно просветительно-нравственными проповедями, искоренением пороков, насаждением трезвости? Да, некоторые из них очень ревностные проповедники воздержания. Но вот второй грустный пример, не менее типичный, пример из жизни сельского духовенства, который ярко характеризует как относился в течении 20 лет батюшка к своим священническим обязанностям. Есть село Блоговещфнскоф в Бала-