Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1545   >>>

  

Доклад уполномоченного на съезд Саратовским Губернским земством, Jfcudo'pa Евдокимовича Усачева.

М. Г.

25 лета тому назад, вступил я на арену общественной деятельности, состоя непрерывно гласным Саратовского Губернского земства от крестьян и веду с тех пор посильную борьбу с ужасным народным бичамъ—алкоголем.

Много невзгод и тяжелых мучительных дней приходилось переживать мне в течение этой продолжительной борьбы с пьянством.

И вот в настоящем докладе я считаю не лишним кратко познакомить собрание с тем, что было мной пережито в народной толпе, среди которой я живу, среди которой я родился и воспитался. Эти наблюдения, быть может, внесут известную ленту на великое дело, дело борьбы с величайшим злом — пьянством народным.

Видя, насколько ужасно это бедствие, я уже в 1891 г. обратился с докадом к Саратовскому Губернскому земству о том, чтобы оно обратилось к Правительству с просьбой о полном уничтожении торговли водкой в нашей Саратовской губернии. И Губернское Земское собрание постановило ходатайствовать перед Правительством о воспрещена во всей губернии винокурения и виноторговли. Но на эти пожелания, на эту, первую в России, раздавшуюся просьбу об искоренении народного горя, Правительство ответило отказом. Министром Финансов Вышнеград-ским было заявлено, что пойти навстречу этого желания земства Правительство ни в коем случае не может, опасаясь шин-карства.

Саратовское Губернское земство и не рассчитывало на то, что Правительство удовлетворите его ходатайство, но оно желало только вызвать интерес к этому почину у других земств и городских самоуправлений.

Итак, первый почин, первый голос общественной организации в губернии кроме крестьянства об искоренении ужасного государственного недуга не встретил сочувствия в Мин. Финансов. И горько, и обидно становится от того, что руководители судеб России не обращают внимания на ту язву, которая разъела народный организм, готовясь сокрушить его совсем. Прошло с тех нор 18 ‘лет, и что-же пришлось увидеть в нашем крае: 1) крестьяне, правда, пили и в то время, но не в такой мере, как теперь. В настоящее время пьянство приняло

98

— 1546 -

ужасающие размеры, вследствие все растущого шинкарства. Еще в 90-х годах народ в нашем крае жил сравнительно привольно и сыто; здоровые семейные устои еще не разлагались, отцы не разгоняли семей, сыновья уважали родителей, относясь к ним с должным почтением, не тащили последнюю домашнюю утварь и сбрую к закладчикам, чтобы на вырученные гроши купить себе яду. Не уходили крестьянские парни и девушки в города и не гибли там от разврата, пьянства и всяких дурных болезней. И зачем им было итти из дому, когда 1) в доме была полная чаша, когда в доме был 2) во всем достаток, 3) когда в избе крестьянина было весело и уютно. Время шло. Алкоголь с возрастающей быстротой все шире и шире распространял свой яд, заражая 4) и здоровые семьи. Можно перечислить целый ряд непьющих сел, которые на моих глазах стали пьянствовать поголовно.

Алкоголь за этот короткий, сравнительно, промежуток времени коснулся хотя и в малой степени и таких трезвенников, как наши старообрядцы.

В 1908 году я обратился с докладом к Всероссийскому съезду старообрядцев, бывшему в Нижнем-Новгороде, принять меры против алкоголя. Съезд горячо отозвался на мое предложение и решил войти с ходатайством пред Собором старообрядческих епископов о выработке решительных мер для пресечения в корне начавшогося употребления спиртных напитков среди старообрядцев. Собор, собравшийся в 1909 г. в сентябре месяце в городе Москве, обратил особое внимание на это ходатайство. На нем было постановлено: что если священник будет замечен в потреблении вина, то подвергается запрещению в первом случае на три месяца, если-же не исправится после этого внушения, то во втором совершенно устраняется от священнослужения. И такое постановление было высказано в старообрядчестве, где пьющие священники составляют очень редкое исключение. Собор также постановил, чтобы вменить пастырям в обязанность неукоснительно следить за своими насомыми, чтобы среди них не развивалась страсть к спиртным напиткам, принимая для этого, какия только можно, меры, как, напр.: не блогословлять браки, которые будут сопровождаться помойками, не посещать те дома, где идут торжества и т. д. Постановление Собора старообрядческих епископов стоит только приветствовать, ибо духовенство, имея огромное влияние на своих иасомых, может многое сделать в деле отрезвления народа, ири условии, конечно, если само будет трезвым.

Но какия причины, какие мотивы так успешно могли способствовать распространению пьянства вообще среди русского народа? Причин этих я нахожу три: первая—это широкое распространение кабаков и шинков в простом народе.

Второй и немаловажной причиной в деле распространения пьянства является часть сельского духовенства, которое своим