Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1526   >>>

  

— 1526 —

бой о распоряжении, чтобы подведомственные ему чины акцизного надзора обратили внимание на непомерное развитие корчемства в Смоленской губ. и привлекали виновных к законной ответственности; 2) обратиться к епископу Смоленской епархии с просьбой вменить приходскому духовенству в обязанность влиять всеми зависящими средствами на искоренение пьянства во время церковных церемоний и молебнов, а также во время свадеб и поминок, воздействуя на прихожан живой проникновенной проповедью и беседами о моральном и физическом вреде пьянства, а также содействовать возникновению обществ трезвости; 3) возбудить пред правительством ходатайства: а) об упразднении Комитетов попечительства о народной трезвости с передачей отпускаемых им сумм Земству на просветительные нужды; б) о понижении крепости водки до 30%; в) о предоставлении органам крестьянского самоуправления права запрещать на своей территории торговлю вином; г) об усилении наказаний за появление в публичных местах в пьяном вид,е; д) об установлении уголовного наказания за продажу вина малолетним и е) об упразднении казенных винных лавок и о разрешении взамен их трактиров.

В ответ на эти обращения и ходатайства получены были следующия уведомления:

1. Смоленская Духовная Консистория сообщила, что сообщенная Смоленскому епископу просьба Губернского Земского Собрания

о содействии со стороны приходского духовенства в борьбе с народным пьянством была передана на обуждение Смоленского епархиального съезда духовенства, который пришел к следующим заключениям: „Духовенство епархии считало и считает своею непременной обязаностью при всяком удобном случае как с церковной кафедры, так и при посещении домов прихожан для удовлетворения их религиозных нужд всегда указывать на то пагубное влияние алкоголя, которое он оказывает при чрезмерном его употреблении как в моральном, так и физическом отношениях. В лице своих представителей духовенство сожалеет только, что до сего времени оно не встречало поддержки со стороны других сословий в борьбе с этим общенародным злом, и в настоящее время, когда недуг этот настолько укоренился в народе, что вред его стал очевиден для всех, оно с большим сочувствием относится к докладу Земскому Собранию и согласно вместе с представителями земских учреждений идти на борьбу с этим злом. Но для того, чтобы борьба эта могла принести желательную пользу для народа, нужна плавная солидарная воспитательная работа правительства и общества, исключающая самый мельчайший антогонизм, так как последний приносит только вред общественному делу. Так как наш народ в своей компактной массе и по сие время находится во тьме невежества, то кроме мер чисто нравственного характера Съезд находит нужным и полезным ходатайствовать: 1) о скорейшем возрождении церковной общины

— 1527 —

путем должной организации прихода, во главе коего должен несомненно стоять местный священник; 2) большую услугу в данном случае могут оказать школы с хорошим контингентом учителей, в которых (школах) будет обращено внимание не только на образование в смысле грамотности, но главное на религиозное нравственное воспитание, чего в настоящее время нет; 3) об улучшении сельскохозяйственной культуры чрез преподавание в школах, как обязательного предмета, сельского хозяйства и бесед о вреде пьянства; 4) о поднятии блогосостояния народного чрез учреждение с помощью государства мелкого кредита и сельскохозяйственных обществ, когда нуждающийся имел бы возможность поддержать свое хозяйство займом без обременительных процентов; 5) о предоставлении нрава представителям обществ совместно с духовенством и Земством закрывать винные лавки в черте их селений без различия, на чьей бы земле лавки не находились; 6) ходатайствовать пред Смоленским Губернатором о распоряжении иметь бдительный надзор чинам полиции и акцизному надзору за тайной продажей спиртных напитков; 7) как на вспомогательное средство для борьбы с пьянством, Съезд находит нужным указать на непременное обучение в школах всех наименований церковному и светскому пению, так как известно, что пение имеет большое воспитательное значение и оказывает облогораживающее влияние на душу ребенка; 8) рекомендовать как духовенству, так и интеллигенции вежливое и гуманное обращение с крестьянами, чем отчасти может быть достигнуто поднятие народного самоЬознания; 9) имея же в виду старинное изречение — „слова учат, а примеры привлекаютъ", епархиальный Съезд уверен, что духовенство епархии и интеллигенция докажут вред чрезмерного употребления алкоголя своим личным примеромъ". На этом журнале последовала нижеследующая чрезвычайно интересная резолюция преосвященного Феодосия, епископа Смоленского и Дорогобужского: „То, конечно, верно, что пьянство народа есть язва, которую надо врачевать всеми способами и средствами и что одним из могущественных средств в борьбе с алкоголизмом является поднятие культурного уровня приходов чрез улучшение различных сторон народного быта, например, экономической, сельскохозяйственной, правовой и т.д. Но духовенству не следует ждать у моря погоды и возлагать большия надежды на различные ведомства. Трезвенная деятель-ноешь духовенства должна быть одной из главных и неотложных в его пастырской деятельности по свойству переживаемого времени, когда алкоголизм принимает размеры народного бедствия. Есть примеры, когда священники при нравственном одушевлении о благе своей паствы, энергии и настойчивости достигали в своих приводах и при современных условиях вполне блогоприятных результатов в борьбе с алкоголизмом. ^Не сумею вам высказать", пихает мне один священник, как роднит „священника с приходом его деятельность и