Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1518   >>>

  

— 1518 —

дней ангела и т. д. Вместо того чтобы занимать гостей интересной беседой, чтобы делиться с ними своими мыслями и чувствами, чтобы воодушевляться идеалами искусства, литературы, так называемый „гостеприимный хозяинъ" предпочитает возбуждать в них посредством алкоголя их нижайшие инстинкты, утопить в потоках вина их высшия потребности в сообществе мыслей и вкуса. Это значит собственно: легко за деньги отделаться от гостей...

V. За борьбой против алкоголя обезпечивается только тогда полный успех, когда пропаганда организуется уже среди молодежи-, подростаюицого поколения. Всякому известно, как трудно взрослому человеку оставить привычки, укоренившияся глубоко в характер его. Как легко напротив возбудить в восприимчивой ко всему хорошему детской душе сознание о вреде алкогольных напитков и воспитать в ней отвращение к ним. Известно слово „wer die Jugend hat, hat auch die ZukuntV*. И трезвенники должны стремиться к тому чтобы молодежь примкнула к их рядам. Достигается это двумя путями: во-первых, введением в школах обучения в трезвости, во-вторых, организацией детских и юношеских обществ трезвости.

Впервые антиалкогольное обучение введено было в Сев.-Лме-рике’, где оно во всех штатах сделано обязательным предметом. Из европейских государств большая часть рекомендовала это обучение, но обязательным его еще не сделала. В Англии, например, это предоставлено вполне частной инициативе, и нельзя не признаться, что дело ведется с величайшим успехом.

Каким образом организовать это обучение?

Самые радикальные ревнители антиалкогольного обучения требуют: алкогология должна сделаться особым предметом, обучаемым с начальной школы, до университета.

С педогогической точки зрения трудно согласиться с такими требованиями. Алкогология как особый предметъ—это новый предмет к без того уже пестрой программе наших учебных заведений. Затем, к чему вся эта основательность но одному предмету, заключающему одну только истину: алкоголь безусловно вреден, к чему это постоянное повторение одного и того-же в специальных уроках, когда достаточно всего на всего в иод уделить ему часов 5—6.

Во всяком случае антиалкогольное обучение требует вполне трезвых учителей. Убежденный учитель-трезвенник может более всего повлиять на вверенных ему молодых душ. Он никогда не даст возможности ученикам возразить на его доводы, что учителя сами пьют этот вредный алкоголь, он никогда не возбудит и тени разногласия между своими словами и делом. Если напротив учитель, которому поручено антиалкогольное обучение, сам не вполне верит в трактуемый предмет, сам не может служить примером своим воспитанникам, то он может больше им вредить, чем принести пользы. Он не только не найдет доступа к сердцам своих учеников, но и лишит

— 1519 —

их веры в идеал, в откровенность человеческих стремлений, может развивать в них дух лицемерила и фарисеизма. Тут уже лучше оставить детей без антиалкогольного обучения, чем предоставить это недостойному. Можно бы принуждать учителей к трезвости, но это было бы против свободы совести и мало способствовало бы нашему делу, так как из-нод палки еще ни один учитель не насаждал ничего доброго.—Сколько же в действительности у нас трезвых учителей? Их процент сравнительно не большой. В эстонских обществах трезвости по данным 1908 года приходится на 35 обществ, давших по этому вопросу сведения—124 учителя, что составляет 8% общого числа членов этих обществ или прибл. 9% эстонского учительства. Для осуществления антиалкогольного обучения в школах требуется, следовательно, прежде всего отрезвление учителей.

ЗатЬм необходимо установление законодательных мер о попечительском воспитании детей (FUrsorgeerziehung) относительно родителей которых известно, что они своим пьянством губят их. Необходимо также, чтобы школа повлияла на освобождение семьи оть употребления алкоголя, напр., устройства родительских вечеров, где разъясняется вред алкогольных напитков, иначе родители своими привычками разрушают то, что создает школа.

Гораздо лучше предоставить разъяснение вреда алкоголя детям но образцу Англии частной инициативе, вне школы и доброй воле учащих в учебных заведениях.

Известны замечательные результаты детских союзов bands of Hope. Но как осуществить это у нас, где законодательство не разрешит ничего подобного.