Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1516   >>>

  

— 1516

будущого, живущий только данному моменту, — такой принцип не в состоянии организовать народи, масс. Ведь на такой же точке зрения стоять в настоящее время и представители алкогольного капитала, в интересе которых лежит возможно больше сбывать своих произведений. Если кому-нибудь приходилось читать воззвания пивоваров на западе, обращенные к публике как противовес агитации трезвенников-абсолютистов, то вы удивляетесь, как тут прославляют умеренность. К тому стоит только припомнить, чем кончилось первоначальное трезвенное движение в Германии, отказавшееся только от водки. Оно утонуло в потоках пива, которые с тех пор разлились по т*сей стране.

Так же бессильна была пропаганда трезвости и у нас, среди эстонцев, пока к участию в обществах трезвости допускались и умеренные. Недоверие, вызванное этим к серьезности стремлений обществ и по сие время не преодолено.

Организовать широкия массы в состоянии лишь идеал, отвечающий жизненным инстинктам их. Таков только принцип полного воздержания. Цель его—освобождение человечества от алкогольного самоотравления, парализующого высшия духовные и нравственные силы человека, уничтожающого жизнь уже в его зародыше (А. Foul), поглощающого миллионы запасного труда, капитала, причиняющого столько бедствий. Во имя выздоровления, возрождения человеческой расы, требуем мы полного воздержания. Это не только право каждого, но и его нравственный долг по отношению к себе и к другим. Жизнь—это не собственность отдельного индивидуума, нет: она достояние всего человечества. Поэтому долг каждого увеличить, усовершенствовать, а не расточать ее. И если он в сознании этого совершенно откажется от алкоголя, то таковое действие является выражением действительной свободы, а не пустой фразой, которой умеренные прикрывают свой слабость, свой зависимость.

II. Исходя из этого, общества трезвости само собой не могут оставаться спокойными зрителями алкогольных опустошений, а примутся за пропаганду своих идей. Это в наших условиях, где организация грандиозных антиалкогольных демонстраций и митингов под открытым небом, любимых в свое время в Англии, является неосуществимой, достигается легче и прочнее всего разъяснением вреда алкоголя путем литературы, устройства народных чтений, докладов и т. д., они обратятся к здравому смыслу и к здравым чувствам народа. Разъяснение истины об алкогольных напиткахъ— это первая их задача. Конечно не всякому обществу издавать книги и свои журналы. Это посильно лишь многолюдным организациям и союзам объединяющим отдельные общества уезда или губернии. Отдельное общество может при этом довольствоваться ролью посредника и комиссионера.

Таков опыт эстонских обществ трезвости—трезвенная литература на эстонском языке заметно стала расти не только

— 1517 —

количественно, но и качественно. Значительно увеличилось и число экземпляров трезвенных брошюр и книг, распространенных в народе (с конгресса 1908 г. по конгресс 1909 г. достигло 12,000 экз.).

III. Что касается устройства народных чтений и докладов трезвенных собраний, митингов, то подчеркиваю тут необходимость в установлении постоянных лекторов, профессиональных агитаторов, живущих исключительно пропаганде. Бесспорно всякий воодушевленный сторонник трезвенного дела не только может, но и должен служить своей идее. Но, во-первых, не везде имеются у себя люди, достаточно осведомленные в трезвенном вопросе, способные изложить свои мысли в докладе, потребность же в пропаганде чувствуется везде.—Во-вторых, не всякому влиятельному даже пропагандисту возможно разъезжать по селам и городам, до которых еще не дошло наше движение. К тому если местный пропагандист постоянно не дополняет, не обновляет своих знаний, если он не в состоянии обозревать трезвенного вопроса во всех его отношениях, во всех его явлениях, то он скоро может исчерпаться или наскучить публике.

Наше эстонское трезвенное движение дошло уже до этого пункта, до мертвой точки. Отовсюду слышны жалобы: нет тем, нет докладчиков, которые имели бы сказать что-нибудь нового. Помочь могут тут только профессиональные лекторы, с соответствующей подготовкой. Соответствующая резолюция, об установлении таковых, принята у нас последним съездом в г. Нарве (в августе прошлого года). Не менее важно в этом отношении учреждение трезвенных курсов, в которых подгото-вляются к трезвенной миссии местные деятели, в особенности народные учителя, просвещенные, интеллигентные крестьяне и др. Курсы такие Ц. К. Эст. О-в Трезвости устроит на масленнице сего года в Юрьеве и в продолжение этого года подобные же в Нарве, Пернове и Ревеле.

IV. Но разъяснение трезвенников о вреде алкоголя бессильно, пока оно не будет сопровождаться воодушевленной личной пропагандой среди друзей, знакомых. Словам трезвенника должны соответствовать его дела. Нигде и никогда не должен он из приязни к людям, из боязни пред ними (напр.: пред более высокопоставленными) поступаться своим идеалом. Напротив, он должен быть в известном смысле enfant terrible, который своею откровенностью, своею прямотой становится скорее неприятным. Само собой разумеется, что трезвенник у себя дома в семье никому и никогда не предлагает крепких напитков, устраивает домашния празднества без них, несмотря на недовольство тетушек и дядюшек. Таковая „пропаганда дела" влияет зачастую не менее, десятка докладов на тему трезвости. Таковая пропаганда яснее всего свидетельствует, что и без водки и пива можно вселиться. Как мало истинного гостеприимства заключается во всех этих попойках по поводу именин,