Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1514   >>>

  

Доклад Гелъми ИИэлъд.

Организация пропаганды идеи трезвости.

Говоря об организации пропаганды идеи трезвости, я сооредо-' 'допиваюсь на некоторых, особенно важных, по моему мнению, пунктах моих положений. Оставлю в стороне вопрос о необходимости объединения трезвенников в обществах и союзах. Эта азбучная истина всякой современной пропаганды, не требующая особого доказательства.

История трезвенного движения на Западе уже слишком очевидно выяснила, что отсутствие прочной организации, носителя трезвенной традиции, скоро привлечет за собой фиаско даже такого грандиозного движения, какое вызвано было в конце тридцатых и в начале сороковых годов в Ирландии пламенными речами пастора Матыо (Mathew).

Обращаю ваше внимание прежде всего на один весьма существенный вопрос, требующий в интересах успеха трезвенного дела безусловно определенного ответа: Должны ли общества трезвости ставить своею целью полное воздержание от всякого рода алкогольных напитков, или только умеренность в их употреблении? Вопрос этот долго служил предметом горячих споров на международных конгрессах против алкоголизма и лишь в последнее время разрешен в пользу тетотализма. И мы не можом обойти его молчанием, когда речи? идет о будущности нашего дела.

Идея умеренности сама но себе с первого взгляда представляется даже весьма высокой и блогоразумной. Что может быть выше идеала человечества, не знающого никаких слабостей, не поддающогося никаким страстям, осуществившого первенство и господство разума над своими животными функциями! Как не воодушевляться идеалом человека, могущого извлекать из всего свой пользу, не подвергаясь при этом никакой опасности! Во имя свободы нравственного самоопределения, высшого человеческого права, выступает умеренность перед нами. Однако, присматриваясь ближе к ней, мы должны признаться, что принцип умеренности но Отношению к алкоголю не выдерживает строгой критики. Во первых, потому, что он ошибочен, пепргимепим к алкогольным напиткам. С тех пор, как современной науке удалось доказать—а доказано это, напр., финским ученым проф. Лайтинеп, что алкоголь, даже в минимальных дозах, разрушительно влияет на человеческий организм, нельзя смо-

— 1515 —

треть иначе на употребление его, как на употребление яда. Кто стал бы кроме врачей рекомендовать употребление ядовитых веществъ? И кто взялся бы доказать, что хроническое самоотравление,—этим именем можно только назвать умеренное употребление спиртных напитковъ—это выражение свободы самоопределения, раз это вредно отзывается не только на потребителе, но и на его потомстве? Но оставляя в стороне ошибочность принципа умеренности, спросим, каким путем он был бы осуществимъ? Ответа на этот вопрос мы не получим, потому что понятие умеренности слишком неясно, неопределенно, растяжными. Каждый при этом сам себе мера и масштаб. Чего оиному много, того другому мало для достижения предела умеренности опьянения. Ребенку, слабой женщине достаточно полрюмки, у „закаленного в бояхъ" и от „аршина*4 не закружится голова. С которой рюмки, или с которого стакана начигнается пьянство, может всякий определить лишь только тогда, когда он уже переступил границу умеренности, попал в неумеренность. Осуществляйте такую умеренность! К тому: нриучите-ка алкоголика-пьяницу к такой умеренности! И скажите, как охранять слабых характером людей, увлекающихся умеренным употреблением алкогольных напитков далеко за пределы допускаемого, огь постепенного перехода периодического злоупотребления к хроническому. Тут вся мудрость умеренных распадается в прах и они должны признавать: пьянице и слабому характеру поможет полное лигиете их возможности предаваться наслаждениям вина.

Но, возражают мне: это люди ненормальные, неустойчивые; что обязательно для больных, к тому нельзя принуждать здоровых. Конечно! Да только „слишком-то здорово" здравие, которое лично не в состоянии отказаться от стакана пива. или глотка вина, но в то же время требует для других полного отречения от того же?! Какое доверие можно иметь к такой умеренности? У кого из слабых она может возродить веру в возможность самообладания, веру в осуществимость господства над самим собою!

Нетъ! такая умеренность не только не огашючнщ не только неосуществима, но и миома. Опасна в особенности молодому поколению своим примером. Можно смело утверждать, что большая часть пьющих, научилась этому не с валяющихся на улице пьяниц, вызывающих сожаление и отвращение, а с солидных господ, разрешающих себе ежедневно дообеденную рюмку, или даже реже — вь праздничных случаях, в кругу товарищей и друзей. Если эти господа настолько блогоразумны, что не дают малолетним вина, то по их морали совершеннолетнему взрослому этого никто запрещать не может. И как же молодому человеку не пользоваться этой нривилегией „взрослого4-человека! Кому не хочется быть мужчиной во всех отношениях. Без сомнения, такой принцип, считающийся с личными наслаждениями, не обращающий внимания на других, не знающий