Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1512   >>>

  

— 1512 —

вая в то же время с себя городския, чисто внешния ухватки. Факт ясный и бросающийся в глаза!

Как только стало выгоднее работать на месте, так и отпала необходимость уходить на поиски за заработком.

Но опыту знаю, что там, где женщины заняты работой, т. е. имеют посторонний заработок, им нет времени жни-маться шинкарством. Могу поручиться чем угодно, что ни одна из девушек кружевниц, ткачих, коверщиц за шинкарство не возьмется, ибо это занятие ниже ея достоинства.

Оне не только трезвы, но считаются наилучше обезпеченными в материальном отношении. Когда такую девицу сватают (к несчастью слишком рано—в 15—16 лет в Рязанской губернии), то с гордостью прибавляют: „это девка кредитная“, желая этим сказать, что она способна внести в будущую семью лишнюю копейку, блогодаря своему уменью работать.

Другой факт.

Нынче осенью мне пришлось устраивать ткацкую для мальчиков подростков. В течение месяца, когда мы устанавливали станки для тканья мешков, возжфй, подпруга и ироч. мальчики в возрасте 14—16 лет с детской откровенностью сознавались, что им сейчас, делать совсем нечего (дело было в конце октября)—„дялов никаких нетъ!“. Если вникнуть поглубже в эту пустую фразу, то право же, милостивые государи, ужас возьмет: в лучшую нору жизни, когда энергия ключем бьет, когда работоспособность, заложенная в человеке ищет какого-либо выхода, когда организм не устойчив и в высшей степени склонен к подражанию и примеру—в эту пору человеку делать нечего, кроме как начать пьянствовать и хулигаистиовать. Это ли не ужас.

В течение этого же месяца мне не раз пришлось прислушиваться к мнению крестьян, с величайшей блогодарностью относящихся к возможности не только чему-либо научить своих ребят, но еще и получить при этом в будущем верный заработок. „Спасибо! Наших ребят делу учишь! Тапер баловать не станутъ! А то чего им делать? Пьянствовать учиться!

Сознание мужика, что пьянствовать остается учиться тем, кто не работает, а болтается без дела — это сознание сидит даже в каждом пьянице. Один из них говорил мне: „Да ужь я-то что?!.—Одно слово—пропащий! А ты вот малого-то побереги!" Кстати сказать этот малый 15-ти летний вор и хулиган оказался одним из самых усердных работников после того как, желая подействовать на его самолюбие, я дала ему под работу первый и лучший станок.

Нет, тысячу раз нет: наш мужик не пьяница, его только нужда да невежество заставляют напиваться до потери сознания.

Я заканчиваю мой краткий, слегка намеченный доклад и предлагаю меру, одну из тысячей других, против распространяющогося пьянства: помогите русской крестьянке и его молодому поколению отодвинуться подальше от шинка. Дайте им зарабо-

— 1513 —

ток на месте и уменьшите, сколько можете, уход их в города и на фабрики!

1 осиода, мы выслушали здесь массу докладов о вреде водки. Перед нами прошли ужасающия картины разрушения человеческого организма под влиянием спирта, из которых особенно выделяется по своему ужасу неспособность матерей выкармливать своих детей! Говорилось здесь и о недостатках воспитания, и о невежестве матерей, приучающих с малых лет детей к вину, и о многом другом, но на фоне всех этих ужасов последствия употребления алкоголя, стоят для нас огненными буквами слова многих докладчиков, указывающих на то, что пока еще женщина пьет не везде, или вернее, не так сильно пьет, как мужчина. Но, господа, надо помнить, что и ей—матери, жене, невесте грозит страшная опасность... Теперь, если она еще не пьет сама, то стоить у водки—она шинкарка...

Еще один шаг и она сама станет пить, следуя верной пословице: „у воды замокнешь, у огня сгоришь4*. Спасите же, господа, спасите, пока не поздно... Она, русская женщина, мать,— она даст нам новое, трезвое поколение, и все труды, которые мы затратим на нее, окупятся нам сторицей).

Кто лучше трезвой, работоспособной и трудолюбивой матери научит детей своих честному труду? Кто сумеет поднять на ноги 5—6 детей, брошенных пьяным отцом на произвол судьбы?

Вы скажете, быть может: „Да что за пустяки?! Стоить заниматься нам русской бабой, когда есть вопросы более серьезные, ждущие нашего внимания, нашего решения41. Но это не верно, господа! Не думайте, что вопрос этот маленький и что вы призваны только для дел крупных. Не забывайте, что баба,—это и есть как раз мать, породившая того пьяницу, участь которого вас так волнует. Быт может он потому и пьет, что не знал материнской заботы, не был наставлен ею на путь истинный, а может именно потому, что она но невежеству своему любя, сама того не ведая, примером своим натолкнула на тяжкий порок.

Господа, будем верить, что социальные и экономическия условия рано или поздно, но изменятся, тогда как вред от яда раз проникшого в организм и причинившого его разрушение, не уходит, а заставляет о себе напоминать в целом ряде последующих поколений, неповинных за тог порок, которому предавались их предки.

Глубоко блогодарная д-ру Сажину за то, что он поделился с нами своим твердым убеждением в то, что народ наш физически еще не вымирает, не могу, тем не менее, заканчивая не сказать еще раз: спасем русскую бабу от ухода в города и на фабрики, и она отблогодарить .нас за это так, как это подобает достойной матери достойных сынов могучого, русского народа!..