Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1510   >>>

  

— 1510 —

бота может производиться и зимой и летом. Она исключает фабрики и связанные с ними: порченный воздух и скученность.

2. Работа эта способствует нравственности. Она позволяет женщине исполнять свои материнския обязанности, так как без ущерба может быть оставлена и снова начата в любое время. Она помогает матерям удерживать около себя дочерей, создавая очаг и приучая девушек к семейной жизни, деревне и воздержанию от вина.

3. Эта работа художественна. Она развивает вкус работниц, заставляет их сохраняти. национальность, помогает развитию фантазии и творчества. Все эти особенности женской работы дома красноречиво и увлекательно представленные францусскими депутатами, привели членов парламента к тому, что при воти-ровании вышеупомянутого закона была произнесена известная Фраза: дельная организация' и покровительство женским работамъ—есть половина разрешения социального вопроса.

‘ Я очень далека от мысли приглашать следовать во всем Западу. Россия идет своей дорогой. Пути ея, намечены Провидением, и я твердо верю в то, что русский дух могучого русского народа сам найдет эти пути. А потому полагаю, что нам незачем перенимать и ту эксплуатацию домашняго женского труда, какая практикуется со всеми ея изнурительными последствиями для бельгийских работниц бельгийскими фабрикантами. Если же я здесь и привела, как пример, заботы францусских депутатов о кружевнинах, то исключительно только с той целью, чтобы указать на разумность тех мотивов, которыми депутаты руководствовались. В них ясно выражен правильный взгляд, что именно в женщине, в домашнем очаге ею создаваемом, в ея мощном влиянии на священные устои семейного начала лежат основы и залог нравственного блогополучия народа. Женщину нельзя, даже скажу преступно отрывать on, семьи, посылать ее на <|)абрики, толкать на неизбежный в городах соблазна, употребления спиртных напитков. Но вдвойне преступно это там, где в этом нет ни малейшей надобности, где наша русская женщина имеет свои ручные промыслы, освященные стариной и ея традициями, как промыслы кружевной и ткацкий.

У нас в России вопрос о правильной постановке женского труда, который не отвлекал бы женщину оть ея обязанностей матери и хозяйки, требует больших забои, еще и потому, что он неразрывно связан с пьянсгвом мужей и с вынужденной во многих местностях праздностью женского населения, чрезвычайно развитой, например, в центральных губерниях.

Позволю себе повторить то, что было уже мной сказано на женском съезде и за что меня неправильно упрекнули в том. что я недостаточно сознаю тяжесть трудной женской доли народной:

„Кто живет в деревне центральной России и имеет возможность близко соприкасаться с народом, тот знает хорошо, какое громадное зло для- экономического и нравственного блого-

-1511 ~

состояния народа составляют наши частые праздная, из которых некоторые, местные, тянутся но несколько дней кряду. Если к этим установленным церковью праздникам прибавить еще сплошное, хотя бы и вынужденное безделье наших баб в течение многих зимних месяцев, то получается картина прямо поразительная но своему убожеству. В средней полосе России, в особенности в южных уездах Рязанской губернии, эта вынужденная праздность женщин ужасающая. Я говорю вынужденная, потому что наша баба часто и не умеет работать и не знает как за работу взяться и *не может но своей бедности. Она не умеет, потому что бедна, и бедна потому что неумеек. Что бабе делать в ея убогом хозяйстве? Возьмем для примера .южную часть Рязанской губернии. Пряжи у нея нет — „Бог не уродил14. Старинной „снаряды44, над работой которой в прежнее время женщины просиживали все свободное время, и в помине нет. Коровы нет, овец нет, домашнее хозяйство в полном упадке, да и велико лн оно? две ложки, ухват и один горошекъ! Что же остается такой бабе делать, если 'в ней есть хоть капля энергии?—конечно, шинок завести, блого это и легко и выгодно. Вот чем объясняется ужасное, зловещее явление в нашей деревне за последнее время: сколько семей — столько шинков. Баба — мать, жена, сестра - она же и шинкарка. Она продает водку мужу, и своему и чужому, а они ее уж не выдадут. Обзавестись же водкой крайне легко: стоит только пойти и купить этого зелья сколько угодно и заняться тайной ея продажею. Открыло продавать водку нельзя, а тайно— сколько угодно! И делом этим заправляют, главным образом, бабы, зная твердо, что уж мужчины то их ни в каком случае не выдадутъ!

По личному опыту смею утверждать, что бабы только за неимением лучшого занятия занимаются тайной продажей водки. Одна бывшая шинкарка мне сознавалась сама: „надоело, мне это зелье во-какъ! Стала кружевом займаться! Куда лучше! Только вот мужики попрекают: далеко в казеину идти!44

К сожалению, я не могу привести цифр, могущих осветить связь кустарного производства в России с количеством выпиваемой кустарями водки, но несколько фактов, мне лично известных, я не могу не привести здесь.

В Скоиинском уезде, Рязанской губернии, устроена на частные средства при субсидии из Главного Управления .Земледелия и Землеустройства кустарная мастерская для девушек, как приходящих, так и живущих. За последние годы с отрадой приходится отметить тот факт, что количество девушек уходящих на фабрики и в Москву значительно уменьшилось в этой местности. И даже те из девушек, которые ушли раньше, возвращаются домой, призываемые родными, и ири этом не только охотно, но с радостью берутся за работу в мастерской, сбрасы-