Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1513   >>>

  

— 1513 —

ток на месте и уменьшите, сколько можете, уход их в города и на фабрики!

1 осиода, мы выслушали здесь массу докладов о вреде водки. Перед нами прошли ужасающия картины разрушения человеческого организма под влиянием спирта, из которых особенно выделяется по своему ужасу неспособность матерей выкармливать своих детей! Говорилось здесь и о недостатках воспитания, и о невежестве матерей, приучающих с малых лет детей к вину, и о многом другом, но на фоне всех этих ужасов последствия употребления алкоголя, стоят для нас огненными буквами слова многих докладчиков, указывающих на то, что пока еще женщина пьет не везде, или вернее, не так сильно пьет, как мужчина. Но, господа, надо помнить, что и ей—матери, жене, невесте грозит страшная опасность... Теперь, если она еще не пьет сама, то стоить у водки—она шинкарка...

Еще один шаг и она сама станет пить, следуя верной пословице: „у воды замокнешь, у огня сгоришь4*. Спасите же, господа, спасите, пока не поздно... Она, русская женщина, мать,— она даст нам новое, трезвое поколение, и все труды, которые мы затратим на нее, окупятся нам сторицей).

Кто лучше трезвой, работоспособной и трудолюбивой матери научит детей своих честному труду? Кто сумеет поднять на ноги 5—6 детей, брошенных пьяным отцом на произвол судьбы?

Вы скажете, быть может: „Да что за пустяки?! Стоить заниматься нам русской бабой, когда есть вопросы более серьезные, ждущие нашего внимания, нашего решения41. Но это не верно, господа! Не думайте, что вопрос этот маленький и что вы призваны только для дел крупных. Не забывайте, что баба,—это и есть как раз мать, породившая того пьяницу, участь которого вас так волнует. Быт может он потому и пьет, что не знал материнской заботы, не был наставлен ею на путь истинный, а может именно потому, что она но невежеству своему любя, сама того не ведая, примером своим натолкнула на тяжкий порок.

Господа, будем верить, что социальные и экономическия условия рано или поздно, но изменятся, тогда как вред от яда раз проникшого в организм и причинившого его разрушение, не уходит, а заставляет о себе напоминать в целом ряде последующих поколений, неповинных за тог порок, которому предавались их предки.

Глубоко блогодарная д-ру Сажину за то, что он поделился с нами своим твердым убеждением в то, что народ наш физически еще не вымирает, не могу, тем не менее, заканчивая не сказать еще раз: спасем русскую бабу от ухода в города и на фабрики, и она отблогодарить .нас за это так, как это подобает достойной матери достойных сынов могучого, русского народа!..

Доклад Гелъми ИИэлъд.

Организация пропаганды идеи трезвости.

Говоря об организации пропаганды идеи трезвости, я сооредо-' 'допиваюсь на некоторых, особенно важных, по моему мнению, пунктах моих положений. Оставлю в стороне вопрос о необходимости объединения трезвенников в обществах и союзах. Эта азбучная истина всякой современной пропаганды, не требующая особого доказательства.

История трезвенного движения на Западе уже слишком очевидно выяснила, что отсутствие прочной организации, носителя трезвенной традиции, скоро привлечет за собой фиаско даже такого грандиозного движения, какое вызвано было в конце тридцатых и в начале сороковых годов в Ирландии пламенными речами пастора Матыо (Mathew).

Обращаю ваше внимание прежде всего на один весьма существенный вопрос, требующий в интересах успеха трезвенного дела безусловно определенного ответа: Должны ли общества трезвости ставить своею целью полное воздержание от всякого рода алкогольных напитков, или только умеренность в их употреблении? Вопрос этот долго служил предметом горячих споров на международных конгрессах против алкоголизма и лишь в последнее время разрешен в пользу тетотализма. И мы не можом обойти его молчанием, когда речи? идет о будущности нашего дела.

Идея умеренности сама но себе с первого взгляда представляется даже весьма высокой и блогоразумной. Что может быть выше идеала человечества, не знающого никаких слабостей, не поддающогося никаким страстям, осуществившого первенство и господство разума над своими животными функциями! Как не воодушевляться идеалом человека, могущого извлекать из всего свой пользу, не подвергаясь при этом никакой опасности! Во имя свободы нравственного самоопределения, высшого человеческого права, выступает умеренность перед нами. Однако, присматриваясь ближе к ней, мы должны признаться, что принцип умеренности но Отношению к алкоголю не выдерживает строгой критики. Во первых, потому, что он ошибочен, пепргимепим к алкогольным напиткам. С тех пор, как современной науке удалось доказать—а доказано это, напр., финским ученым проф. Лайтинеп, что алкоголь, даже в минимальных дозах, разрушительно влияет на человеческий организм, нельзя смо-