Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1462   >>>

  

— 1462 —

73.308 уроков 8.717.329 детям 259.324 учителями и учительницами. В течение последняго 1908—1909 учебного года давалось 3.9G1) уроков 365.061 ребенку 11.229 учителями и учительницами.

Учитель начинаем урок с того, что приглашает детей как можно внимательнее слушать и запоминать его слова, чтобы быть в состоянии затем письменно передать содержание лекции. Лучшим из детских сочинении раздаются награды за лучшия из них. Награды состоят обыкновенно из книг по алкогольному вопросу, служат, таким образом, хорошим средством агитации, точно так же, как и напечатанные золотом, красными и синими красками аттестаты или свидетельства в том, что слушатель похвально передает содержание урока о трезвости. На таком свидетельстве напечатаны окруженные розами, листьями и другими украшениями год, месяц и число выдачи награды, имена ученика, учителя, школы и президента В. о. II. Union. Вы можете себе представить, многоувожаемые слушатели, какой радостью наполняются сердца матери, отца, всей семьи, когда их маленький мальчик или девочка приносит домой свой награду. Раздача наград получает еще ббльшую ценность оттого, что во многих городах Маиор, бургомистр сам исполняет эту торжественную церемонию раздачи. В некоторых местностях это исполняется каким-нибудь духовным лицом или же инспектором училища, причем устраивается торжество. Часто случается увидать в зале или гостиной английской семьи такое свидетельство, вставленное в рамку и висящее на самом видном месте, где оно является немым, но, вместе с тем, красноречивым доказательством борьбы с алкоголем.

Не думайте, что эти уроки влияют только на детей. Я хочу упомянуть один из массы случаев, которые я слышала оть одного из учителей В. о. Н. Union.

„Посмотрите на этот дом, сказал он мне однажды, когда мы выходили с ним из дверей одной Лондонской школы. „Я был там несколько недель тому назад на five oclock the. Когда я раз окончил урок в школе, ко мне подошел один из учеников и сказал, что отец просил пригласить меня к нему на чашку чаю. У меня было свободное время между двумя уроками и я проводил мальчика домой. Его отец вышел ко мне навстречу, с чувством пожал мой руку и воскликнул: „Милостивый Государь, я счастлив, что могу принять Вас в своем доме, так как, после Бога, Вы мой величайший блогодетель44.

Мы уселись вокруг чайного стола и он рассказал следующее: Несколько лет тому назад я был одним из самых ярых трактирщиков этой части города. Однажды Ионни Джонни. мой сынок, пришел домой и уселся писать; это было изложение вашего первого урока о трезвости в его школе. Когда изложение было готово, я и жена прочитали его и я сказал ей: „по-слушай-ка, жена, ведь ты и я не делаем ничего добра тем, что содержим этот трактиръ*4. Через несколько недель Ионни по-

— 1463 —

лучил эту маленькую, хорошенькую картинку, которую вы видите здесь на стене и книжку о том, что такое алкоголь. Мы с женой прочитали ее и я сказал ей: „если ты согласна со мной, то мы сегодня же закроем двери нашего трактира и никогда более не откроем их, мы можем жить для чего-ни-будь лучшого, чем губить тело и душу людей". Моя жена была одного мнения со мной и с того дня наша жизнь изменилась и стала счастливее. И за все это я должен быть блогодарен Вам, милостивый государь.

„Подобных случаев не перечтешь", заключил учитель свой рассказ.

Много еще можно было бы рассказать об этой стороне деятельности общества, но приходится ограничиться тем, что упомяну, что для так называемых „Skolshema" собирается добровольными пожертвованиями сумма приблизительно в 94,000 рублей для каждого пятилетняго периода. Четвертый пятилетний период окончился с исходом 1909 года; для следующого пятилетняго периода пожертвована уже половина суммы, т. е. 47,000 рублей.

Другая сторона деятельности, а именно работа вне школы, праздновала свой 50-тилетний юбилей в 1896 году, и Ея Величество, покойная королева Виктория, взяла на себя обязанность быть лично Высокой натронессой празднества.

Итак, работа производится, вкратце говоря, следующим образом: Если кто либо желает, чтобы дети той местности где он живет узнали о вредном влиянии алкоголя, он собирает других единомыслящих с ним людей, и обсуждает с ними, что можно было бы сделать чтобы основать местное отделение так назыв. В. о. Н. т. е. общество трезвости для детей. Сперва выбирается помещение где дети могли бы собираться. Помещением для этого может служить школьный или другой общественный зал1, ризница церкви. (Каждая церковь в Англии обязаг зельно имеет свой В. о. 11., частное помещение или же зал общества трезвости. В таком зале собирают некоторое число детей один раз в неделю, если имеется несколько преподавателей или же дазье один раз в месяц, если имеется лишь небольшое число взрослых, интересующихся делом. Когда дети входят, их рассаживают .по местам так, что младшие сидят спереди, а старшие позади них. Собрание всегда открывается пением, для чего детям раздают ноты. Затем произносится краткий, ясный концентрированный реферат о влиянии крепких напитков на душу и тело человека, на общество, на частное и общественное хозяйство и т. д. Затем, одним из детей или взрослых, рассказывается интересный, коротенький рассказ на ту же тему, декламируют стихи или играют в какую-нибудь игру на тему трезвости. Несколько таких игр переведено и на русский язык. Между каждым отделением поются песни по розданным детям нотам- В течение всего собрания царит образцовая дисциплина. Так происходят обыкновенные собрания. Цель их заключается в следующем: 1) Научать детей основ-