Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1328   >>>

  

— 1328 —

она должна находиться в живой и тесной связи. Оказывая действительную помощь большому числу больных, подлежащих амбулаторному лечению, амбулатория должна направлять более тяжелые случаи в стационарные учреждения, и с другой стороны—продолжать лечение таких больных уже ^мбулаторно, но выходе из указанных учреждений. Только ири этих условиях деятельность алкогольных амбулаторий может быть наиболее продуктивной и целесообразной.

Я намеренно не останавливаюсь на вопросе об успешности того и другого способа лечения при разных формах алкоголизма, так как при соответствующих вычислениях получаются слишком мелкия, дробные цифры, лишенные поэтому убедительности.

Констатируя лучшие результаты при лечении алкоголизма при помощи гипнотического внушения, но данным моего опыта, я однако далек от мысли утверждать, что гипнотизм как лечеб-ный метод, безотносительно, независимо от условий времени и обстановки, стоит выше психотерапии в широкомт» смысле слова. Проводимый последовательно, методически без торопливости психотерапевтический метод может вероятно дать результаты не менее удовлетворительные, чем гипноз, а может быть даже выше. К сожалению в условиях амбулаторной работы, продолжительной и утомительной, при среднем приеме от Ц5 до 20 больных в день, надлежащее проведение психотерапии, требующей времени, сосредоточенности и искусства и предъявляющей такия большия требования душевным силам врача, является трудно выполнимым делом. С другой стороны, отмеченная уже многими авторами, особенная доступность гипнотическому внушению, характеризующая алкоголиков но сравнению с другими больными, возможность при сравнительно небольшой затрате времени, при не всегда достаточно искуссном ведении дела средним вра-чем,—достигать довольно хороших результатов в смысле быстрого и более легкого для больного прекращения злоупотребления вином, иногда на довольно продолжительное время,—все это заставляет считать гипноз ценным средством в деле лечения алкоголиков. В виду этого, надо думать, гипнотический метод лечения алкоголизма еще долго будет занимать но праву принадлежащее ему теперь место в практике алкогольных амбулаторий, рядом и в комбинации с другими способами лечения.

Психотерапия в широком смысле слова, внушение на яву, перевоспитание больного, может и должно иметь место главным образом в стационарных лечебницах для алкоголиков, где помимо прямого психического воздействия со стороны врача, целый ряд таких условий, как удаление больного из семьи и обычной обстановки, окружающая атмосфера трезвости, режим и не-утомительный труд и т. д., являются могущественными психотерапевтическими факторами в деле лечения и перевоспитания больного. Однако стационарные лечебницы у нас, к сожалению, почти отсутствующия, могут и должны обслуживать лишь часть

— 1329 —

огромного количества алкоголиков, нуждающихся в лечении и ищущих его. Главная роль в лечении алкоголизма у нас еще на многие годы будет невидимому принадлежать амбулаториям.

Было бы чрезвычайно интересным сравнить результаты лечения в амбулаториях и стационарных лечебницах для алкоголиков. Для России соответствующих данных, к сожалению, не имеется. Что касается опыта заиадно-европейских лечебниц, то точное сравнение встречает большия затруднения. К данным излечимое^ в частных учреждениях приходится относиться, по понятным причинам, с большой осторожностью, что касается учреждений общественного характера, то и там нередко оценка лечебных результатов отличается большой субъективностью. Достаточно, нанр., сказать: по отчету такой образцовой лечебницы как Waldfrieden, около Берлина, за 1906—1907 гг. число излучений определяется в 50% на том основании, что относящиеся сюда больные „и по моральному состоянию, а также и по произведенным с ними практическим испытаниям доставляют очевидное ручательство за то, что абсолютное воздержание сделалось их внутренним убеждением и они могут и хотят осуществить его44. При оценке довольно высокого % воздержных больных (40—60%), прослеженных спустя несколько лет но выходе из заведения (данные ЕИИкоп в Швейцарии, Dalrimple-Home в Англии и других заграничных образцовых лечебниц) 2), необходимо учитывать разницу у нас общих условий жизни но сравнению с Западной Европой: надо принимать во внимание большую культурность и дисциплинированность западно-европейского человека, более сознательное отношение к своим интересам и обязанностям, меньшую власть питейных обычаев и, что самое главное, ту моральную и материальную поддержку и контроль, которые встречает больной по выходе из лечебниц со стороны общественных учреждений, больничных и блоготворительных касс, профессиональных организаций и обществ трезвости. Отрывочные и случайные данные относительно результатов лечения алкоголиков у нас, в тех или иных закрытых лечебных заведениях (клиники, психиатрическия и алкогольные больницы и лечебницы) оказываются в общем мало утешительными.

Каковы бы однако ни были результаты лечения алкоголизма, какими бы способами оно не осуществлялось, нельзя забывать, что лечение должно продолжаться и за стенами лечебниц. Приведенные выше цифры красноречиво подтверждают крайнюю желательность создания для лечащогося алкоголика соответствующей обстановки, в которой парализовали^ бы по возможности вредные влияния нетрезвой среды, на что справедливо указывают Forel, Кгаереиип и др., настаивающие на необходимости для выздоровевшого алкоголика вступать в союзы и общества трезвости

*) Bericht Uber die Heilstatte „Waldfrieden fur die Jahre" 1906 und 1907.

2) Д-р А. M. Коровин. Убежища для алкоголиков. 1901.