Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1320   >>>

  

— 1320 —

даже при вполне хорошем самочувствии и отсутствии влечения к спиртным напиткам. В дальнейшем, в зависимости от метода, лечение шло различно.

Первую группу составляли больные, по отношению к которым практиковался метод общей психотерапии без применения гипноза. При каждом посещении, в то небольшое сравнительно время, которое можно уделить больному на приеме в большой амбулатории, усилия врача были направлены к тому, чтобы ознакомиться, по возможности, с личностью больного, с условиями жизненной обстановки и многообразными, подчас чрезвычайно сложными, причинами его алкоголизма. Эти беседы доставляли материал и поводы для воздействия на больного в смысле внушения ему идей трезвости. В известной последовательности указывался вред употребления спиртных напитков для здоровья, к чему ночти всегда имелось достаточно поводов в тех или иных болезненных ощущениях пациента, гибельное влияние на семейное и экономическое положение и, если дозволяла степень развития больного, обращалось внимание на социальные последствия пьянства. Почти во все время лечения, с некоторыми перерывами, больному назначались в тех или иных комбинациях различные лекарства, главным образом препараты брома и стрихнина, сердечные средства и горечи, конечно не столько ради [их лечебного действия, более чем проблематнческого, сколько в виду суггестивного влияния, с целью поддержания в нем, если можно так выразиться, лечебного настроения.

Вторую группу составляли больные, к которым применялся тот же метод психотерапевтического воздействия, но с прибавлением в конце посещения общей франклинизации (ветерком) при помощи статической машины, в течение 5 минут, причем больному внушалось, что подобная электризация должна улучшать общее самочувствие, успокаивать и укреплять нервную систему и тем самым влиять в смысле прекращения влечения к спиртным напиткам и более легкого воздержания. Этим небольшим, если можно выразиться, декоративным добавлением к общей психотерапии имелось в виду выяснить, по возможности, разницу между гипнотическим внушением как таковым и всякой иной процедурой, способной действовать на воображение больного и тар или иначе импонировать ему (излечение истерических параличей и контражур франклинизацией, афонии вибрационным массажем и т. д.).

Наконец третью группу составляли больные, лечившиеся гипнотическим внушением, причем общая психотерапия и лекар-ственное лечение, если и не исключались совсем, то во всяком случае отступали на задний план, сравнительно с первыми двумя группами. В большинстве случаев, мы довольствовались лишь сравнительно слабыми степенями гипнотического состояния (1-й и

2-й степени), так как во первых глубокий гипнотический сон с амнезией, каталепсией и т. п. достигается сравнительно не часто и требует для своего осуществления значительно больше времени,

— 1321 —

чем может доставить амбулаторная практика, а во вторых, как показывают наблюдения многих авторов, степень успешности лечения далеко не стоит в прямом соотношении с глубиной гипнотического сна.

Что касается частоты посещений лечебницы, то во всех трех группах, в первую неделю лечения, больным назначались посещения в среднем через 1—2 дня; в дальнейшем, с улучшением их самочувствия, посещения имели место реже; со второй половины года в блогоприятных случаях лишь один раз в месяц. В течении всего года на долю правильно лечившогося больного приходилось от 15 до 20 посещений.

Описанные сейчас наблюдения касаются 504 человек. К сожалению, далеко не весь этот материал мог быть использован для обработки. Суждение о результатах амбулаторного лечения алкоголиков затрудняется тем обстоятельством, что подавляющее большинство больных исчезает из под наблюдения значительно ранее годичного срока лечения, уже в первые недели и месяцы лечения, причем судьба их, а следовательно и ле-чебные результаты остаются обыкновенно неизвестными. Считать все подобные случаи за неудачные было бы большой ошибкой, так как опыт показывает, что некоторые из таких больных ведут трезвый образ жизни и не продолжают лечения, считая себя достаточно здоровыми. Более достоверным представляется способ собирания сведений путем рассылки по почте соответствующих запросов больным, прекратившим лечение ранее принятого срока, как это было сделано одним из моих товарищей по лечебнице Попечительства, д-ром А. В. Марковниковым несколько лет назад.

Основываясь на полученных ответах и пользуясь случаями, прослеженными в лечебнице в течение года, д-р Марковников находил возможным допустить 45°/о выздоровлений для гипнотического метода и 20°/о—при фармацевтическом лечении, считая условным критерием излечимости воздержание от вина в течение года от начала лечения. Однако, подобный способ собирания сведений и вычисления °/о представляется, по моему мнению, далеко не безупречным, так как уже а priori можно предположить, что выздоровевшие и трезвые больные имеют гораздо более желания и возможности письменно ответить на запрос, чем продолжающия пьянствовать, и таким образом °/о излечимости имеет тенденцию быть выше действительного. С другой стороны зачисление окончивших годичный срок лечения в группу выздоровевших носит очень условный характер и совершенно не ^атрогиваегь интересного и важного вопроса о рецидивах после правильного и продолжительного лечения, другими словами—о прочности терапевтических разу легатов, так как очевидно, что

*) Отчет Московского Стоя. Попечительства о народной трезвости за 1904 год.