Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1306   >>>

  

— 1306 —

спустя час, в третьей—2 часа и четвертой серии—спустя 3 часа. Оказалось, что в первой серии группа получивших спиртные напитки обнаружила в сравнении с контрольной незначительное,, скороиереходящее повышение работоспособности, именно на 2,з%. При отом сами участники опыта отмечали, что у них тотчас но приеме вина или нива уменьшалась робость, застенчивость; они становились смелее. Очевидно, здесь вследствие ослабления регуляции высших задерживающих центров была пущена бблыпая часть запасной умственной энергии. Но с течением времени картина уже резко менялась. Во второй серии—час спустя, по приеме спиртных напитковъ—алкогольная группа дала понижение работоспособности сравнительно с контрольной на 4,о%; через 2 часа понижение это возрасло до 10,9% и через 3 часа работоспособность алкогольной группы была уже на 12,5% ниже, чем контрольной.

Угнетающее, ослабляющее влияние небольших доз алкоголя на умственную работоспособность констатировал и доктор Kendo- 36). В его опытах на 25 здоровых различного возраста детях дозы были от 0,5 до 2 децилитров вина. „Легко представить себе,—пишет Kende,— „насколько резче и вреднее действует регулярное употребление спиртных напитков на нежную нервную систему у детей, если даже умеренные однократные приемы вина так ослабляют умственные и духовные их силы*4.

Произведенной в Мюнхенских народных школах анкетой рельефно обнаружено тесное взаимоотношение между употреблением школьниками спиртных напитков, их умственными способностями (AuffasungsfUhigkeit) и успешностью занятий. Процент детей с лучшими способностями и отметками за успехи наибольший среди никогда не получавших спиртных напитков. И наоборот — число неутешных высшее среди получавших ежедневно вино или пиво. Такие же результаты дали анкеты в Венских и Боннских школах. Неутомимый работник в области алкогольного вопроса доктор А. М. Коровин 37) в своем докладе на I Всероссийском Съезде по борьбе с пьянством „Сельская школа и алкоголизм в Московской губернии44 сообщил аналогичные данные, полученные им в его.солидной анкете.

Приводимые выше исследования относились преимущественно к влиянию однократных небольших доз алкоголя. В дальнейшем учениками школы проф. Кгаереиип'а изучался вопрос о последствии (Nachwirkung) алкоголя, следующем за однократной, вызывающей легкое опаляете дозой, и о влиянии ежедневного в течение более или менее продолжительного времени умеренного употребления спиртных напитков. Для выяснения первого вопроса провели ряд опытов С. Filrer и Е. Riidin 88), второго—А. Smith 3®) и F. Кйгг вместе с самим Кгаереиипо'ом. В опытах Fwrer'а доза алкоголя была 80 грамм, что соответствует двум литрам пива или литру с небольшим мозельвейна. Получавшиеся результаты алкогольных опытов сравнивались с таковыми же контрольных. Условия ведения тех и другихъ—возможно одинаковые.

— 1307 —

Оньяыение от алкоголя было столь лекое, что для окружающих не было заметно; оно ощущалось лишь самим эксперименти-руемым. У последняго на следующий день не было никаких неприятных ощущений. Спиртные напитки давались или в полдень, или вечером, перед сном.

Определялись—изменение реакции выбора (Wahlreactionen), способность складывать и заучивать наизусть числа и ассоциаций. Во всех опытах получались по существу одинаковые результаты. При незначительном вначале укорочении времени реакции резко увеличивалось (в 3—5 раз) число неправильных, ошибочных реакций. И разница с контрольным опытом отмечалась в течение всего следующого за легким опьянением дня; она постепенно исчезала лишь на третий день. Способность складывать числа резко падала тотчас по приеме алкоголя. Это падение оставалось значительным и на следующий день. Способность заучивали наизусть чисел была понижена еще и вначале третьяго за опьянением дня. Количество более глубоких, по внутреннему содержанию, ассоциаций резко падало, и падение это было заметно также до начала 3-го за опьянением дня. Одновременно увеличивалось число ассоциаций без всякой внутренней связи, лишь по созвучию. И здесь ясный эффект: чем выше функции, тем существеннее ущерб от алкоголя. Субъективно этот ущерб не учитывался эксиериментируемым; наоборот, им ощущалась повышенная работоспособность.

Это постоянно наблюдаемое от действия сравнительно небольших доз алкоголя явление обязано ослаблению контроля высших мозговых центров над функциями низших при облегчении двигательных процессов, „Только там, где возможны числовые измерения количественной и качественной стороны функции, как ото имеет место в экспериментах, перед нами вскрывается глубоко вредное действие яда" („епогш sckJidigende Wirkung des <liftesw), пишет Filrer. Полученные им результаты были подтверждены опытами RiXdirib, над 4-мя молодыми, здоровыми, долго перед опытом воздерживавшимися от алкоголя, людьми. Доза была от 90 до 100 грамм. Rildin кроме того исследовал у трех студентов изменение способности восприятия букв и слов, быстро пробегающих перед глазами (на вращающемся цилиндре или выдвигающихся табличках). Отмечалось спустя 7—19 минут по приеме алкоголя значительное затруднение восприятия, касающееся больше точности, правильности, чем количественной стороны. Чем сложнее работа, тем резче вредоносный эффект. Запоминание чисел ослаблялось в бблыпей степени, чем простое их восприятие.

Особенно заметно было ослабление внимания и запоминания только что прошедших восприятие Нарушение образования и ассоциаций представлений выравнивалось медленнее, чем нарушение способности простых восприятии. Riidiriuwb было констатировано увеличение утомляемости от алкоголя, в то время, как субъективно ощущалось облегчение работ, что должно давать в ре-