Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1305   >>>

  

— 1305 —

пусков увеличилось в Ио слишком раз, число ошибок же— лишь в два раза.

Более сложные ошибки (неправильное прочтение нескольких букв) встречались чаще, чем более простые (неправильное прочтение только одной буквы). Ach высказывается, что алкоголь должен вреднее всего отзываться на умственной работе творчески активной, в то время как при рутинной деятельности и легко выполняемых механических занятиях ослабление работоспособности при употреблении алкоголя выступает в гораздо слабейшей степени. Маляревский дополнил опыт Ach'а. Он заставлял читать через щель в 19 ш.ш. шириной быстро появляющияся перед глазами буквы. В ИО случаях отмечалось число запоминаемых букв тотчас по восприятии их; в ИО—спустя 15 секунд; в ИО—спустя 30 секунд и в ИО—спустя 60 секунд. В результате, под влиянием алкоголя—резкое нарушение способности и запоминания букв и правильности восприятия их.

Aschafferiburg 34) изучал влияние незначительных количеств алкоголя на продуктивность работы наборщиков. Под опытом находились четыре привычных к алкоголю наборщика. В первые получаса определялась предварительно работоспособность их, выражающаяся количеством набранных в определенный промежуток времени букв. Учитывалось наростание работоспособности вследствие упражнения. После приема 200 грамм вина крепостью в 18°, что составит 36 грамм алкоголя, количество набираемых букв заметно уменьшалось, хотя сами наборщики ощущали большую работоспособность. В действительности же понижение ея для одного и того же промежутка времени (*/* часа) достигало в среднем 8,7%; minimum—4,и% и maximum—12,*%.

Наблюдения проф. С. ЖгаткеѴя над работающими на пишущих машинах дали такие же результаты. Уже по введении малых доз алкоголя число ошибок заметно возрастало.

Изменения более сложной умственной деятельности от однократных малых доз алкоголя исследовались директором Бернской семинарии J. Joss'ом 35) в опытах его над 20 учениками от семнадцати до двадцати-летняго возраста. Ученики были разделены на 2 группы—получавшую вино и контрольную. Условия опыта—возможно одинаковые для всех учеников. Интеллектуальная работа заключалась в решении в уме арифметических задач, по содержанию касающихся различных сторон обыденной жизни; при выполнении задач требовалось напряжение и восприятия, и внимания, и сообразительности, и памяти.

Каждый в течете опыта должен был решить 40 задач. Всего проведено было 16 опытов. Три опыта из 16-ти были поставлены без дачи спиртных напитков для предварительного, контрольного определения работоспособности.

Однократная доза алкоголя, в виде вина или пива, была от ИО до 45 грамм. В первой серии опытов работоспособность, выражавшаяся числом правильно решенных задач определялась тотчас по приеме спиртных напитков; во второй серии—

— 1306 —

спустя час, в третьей—2 часа и четвертой серии—спустя 3 часа. Оказалось, что в первой серии группа получивших спиртные напитки обнаружила в сравнении с контрольной незначительное,, скороиереходящее повышение работоспособности, именно на 2,з%. При отом сами участники опыта отмечали, что у них тотчас но приеме вина или нива уменьшалась робость, застенчивость; они становились смелее. Очевидно, здесь вследствие ослабления регуляции высших задерживающих центров была пущена бблыпая часть запасной умственной энергии. Но с течением времени картина уже резко менялась. Во второй серии—час спустя, по приеме спиртных напитковъ—алкогольная группа дала понижение работоспособности сравнительно с контрольной на 4,о%; через 2 часа понижение это возрасло до 10,9% и через 3 часа работоспособность алкогольной группы была уже на 12,5% ниже, чем контрольной.

Угнетающее, ослабляющее влияние небольших доз алкоголя на умственную работоспособность констатировал и доктор Kendo- 36). В его опытах на 25 здоровых различного возраста детях дозы были от 0,5 до 2 децилитров вина. „Легко представить себе,—пишет Kende,— „насколько резче и вреднее действует регулярное употребление спиртных напитков на нежную нервную систему у детей, если даже умеренные однократные приемы вина так ослабляют умственные и духовные их силы*4.

Произведенной в Мюнхенских народных школах анкетой рельефно обнаружено тесное взаимоотношение между употреблением школьниками спиртных напитков, их умственными способностями (AuffasungsfUhigkeit) и успешностью занятий. Процент детей с лучшими способностями и отметками за успехи наибольший среди никогда не получавших спиртных напитков. И наоборот — число неутешных высшее среди получавших ежедневно вино или пиво. Такие же результаты дали анкеты в Венских и Боннских школах. Неутомимый работник в области алкогольного вопроса доктор А. М. Коровин 37) в своем докладе на I Всероссийском Съезде по борьбе с пьянством „Сельская школа и алкоголизм в Московской губернии44 сообщил аналогичные данные, полученные им в его.солидной анкете.

Приводимые выше исследования относились преимущественно к влиянию однократных небольших доз алкоголя. В дальнейшем учениками школы проф. Кгаереиип'а изучался вопрос о последствии (Nachwirkung) алкоголя, следующем за однократной, вызывающей легкое опаляете дозой, и о влиянии ежедневного в течение более или менее продолжительного времени умеренного употребления спиртных напитков. Для выяснения первого вопроса провели ряд опытов С. Filrer и Е. Riidin 88), второго—А. Smith 3®) и F. Кйгг вместе с самим Кгаереиипо'ом. В опытах Fwrer'а доза алкоголя была 80 грамм, что соответствует двум литрам пива или литру с небольшим мозельвейна. Получавшиеся результаты алкогольных опытов сравнивались с таковыми же контрольных. Условия ведения тех и другихъ—возможно одинаковые.