Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1299   >>>

  

— 1299 —

нения клинического и анатомо-ииатологического характера, были достаточно изучены уже и прежде и стали общеизвестными. Поэтому, коснувшись их в общих и кратких чертах, я остановлюсь подробнее на действии небольших доз.

Уже Cl. Bernard относил алкоголь к числу типичных ядов нервной системы. Вызываемые в ней длительным влиянием алкоголя функциональные и анатомо-патологическия нарушения крайне многочисленны и разнообразны. В высшей психической сфере, начиная с ослабления воли, самообладания, альтруистических и моральных чувств, дело доходит затем до полной апатии, отупения и совершенного изменения личности алкоголика.

В интеллектуальной области понижаются—сообразительность, находчивость, способность ассоциирования представлений, сочетания идей; ослабляется внимание, память, мышление вообще и, в конечном счете, становится невозможным какой бы то ни был систематический умственный труд.

Слишком узки рамки настоящей статьи хотя бы даже для краткого описания тех безконечно разнообразных болезненных нервных явлений, какия неразрывно связаны с хроническим алкоголизмом. Следует сказать только, что. наблюдаются многочисленные расстройства нервной системы и в области органов чувств, и чувствительной, и двигательной, и вазомоторной, и секреторной, и трофической.

Анатомо-патологич&ския изменения, как воспалительного, так и дегенеративного характера, имеют место и в элементах самой нервной ткани, и в кровеносных ея сосудах, и в соеди-нительнотканных составных частях, и в мозговых оболочках, на ряду с нарушением крове- и лимфообращения. Гистологическия изменения в нервной системе при хроническом алкоголизме более точно и детально изучены блогодаря экспериментам на различных животных, преимущественно собаках и кроликах. Только на животных возможно поставить опыты так, чтобы вызываемые в течение их болезненные изменения были обязаны, при всех прочих равных с контрольным опытом условиях, исключительно лишь воздействию алкоголя Присущее же последнему свойство универсальности влияния на все живые организмы, на всякую протоплазму клетки, дают полное основание полученные на животных результаты учитывать до известной степени и но отношению к нервной системе человека. В итоге, все авторы указывают на поразительное сходство у животных и у пьяниц явлений клинического и анатомо-патологического характера при длительном алкогольном отравлении. Совершенству е-мые с течением времени методы обработки и окраски патологического материала (Afarchi, WeigerUPahh Van-Gieson, Altmann, Nissly B&mon-y- Cajal. Рахманов, Рубагикин и др.) способствовали обнаружению чрезвычайно тонких и сложных изменений, какия вызывает алкоголь в нервных клетках. Огромное большинство авторов (M.-Huss 1), Morel 2), Hermann 3), Ludimar 4), Hammond 6), Babuttau в), Еорсаков 7), Сикорский 8), А. Дани-

— 1800 —

лысый'?), Braun 10), Кульбит ,l), Жуковский % Кирчев 13), Тепляшин И4), Нильсен 16) и многие др.) считают изменения в нервных клетках результатом непосредственного воздействия алкоголя на составные элементы клеточной протоплазмы. За это говорить и отмечавшееся многими исследователями (Афанасиев ,6), Кульбин, Nissl *7), Braun и др.) начальное, первичное появление изменений в периферических частях клеток. Многие авторы указывают, что главным образом поражаются нервные клетки серого вещества мозга; в головном мозгу— преимущественно большия пирамидальные клетки. Отмечая изменение способности клеток воспринимать и отдавать краски, Тепляшин высказывается, что нервные элементы при алкоголизме „существенно изменяются в своей химической натуре “. Особенно интересно конотатированное позднейшими авторами (Слонима Ив), Нильсен) изменение и не окрашивающогося фибриллярного вещества нервных клеток, которое, по мнению Marineseo 18), имеет более важное значение, чем хроматофильная субстанция. Последнюю, изменяющуюся во время функциональной деятельности клетки (Van, Lamert, Lugaro, Pugnot)—что имеет, видимо, физиологическое значение (Mann, Edinqer)—Marineseo -называет кннетонлазмой в отличие от трофонлазмы—не окрашивающогося вещества. За более важное значение нейрофибриллярной по окрашивающейся субстанции говорит до известной степени и особенная стойкость ея но отношению к различным • воздействиям. Лишь весьма серьезные повреждения клетки влекут за собой резкое изменение и нейрофибриллярной структуры. Хроническое воздействие алкоголя, как нашли Слонима и Нильсен, обусловливает собое изменение и этой стойкой субстанции. Многими авторами (Hodge 20), Тарханов 4|), Рейц аз) из лаборатории пр. Бехте-рева, и др.) установлено гораздо более резкое влияние алкоголя на молодых, развивающихся животных. Рейц давал щенкам небольшия, постепенно возрастающия и по количеству (начиная с */» к. с. на кило веса), и но степени разведения (с 2Чг—20%) дозы. Два щенка были под опытом но 88 - дней, два—по 54 дня в остальные—около месяца. На фотографии двух щенков особенно поражает разница в величине головы алкоголика и контрольного. При взвешивании во всех случаях полушария мозга, особенно лобные доли, получавших алкоголь щенков весили меньше, чем контрольных. Эффект тем резче, чем в более ранняго возраста начинали давать алкоголь. ИИапр., у щенков, получающих алкоголь с 4-х дневного возраста, при меньших дозах (меньше Ч» к. с. на кило веса) констатировавъ! более резкия сравнительно с другими изменения. Проф. Тарханов придает особое значение действию алкоголя, как задерживающого развитие центральной нервной системы фактора. %ь тесной зависимости от степени развития последней стоит н весь процесс развития и молодых особей. Нарушение питания гол<т*оы мозга влечет за собой и общую задержку роста и развития. Изложенные . вкратце болезненные изменения обнаруживают всю