Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1269   >>>

  

— 1269 —

того пси. показывалась картинка (группа), а они должны были сказать все, что им придет в голову но поводу данной картины. Картинок было показано 3. Далее исследовалось восприятие и память. Для этого исп. показывались картинки, изображающия предметы домашней утвари, животных, части одежды, которые были окрашены в яркие часто не соответствующия действительности цвета. Показывали по 5 картинок (три раза). Затем исп. должны были рассказать все, что запомнили из показанного. Ответы их записывались и отмечались ошибки. Кроме того исп. читались слова, по 6 слов, и они должны были повторить их, затем им давали читать слова, написанные крупными буквами (в 1 сант.) и они должны были повторить их. Напр., воробей, барабан, колбаса, офицер, стена, корова. Ответы записывались, отмечалось сколько слов воспроизведено и ошибки.

Для исследования внимания исп. давалось 14 карточек с нарисованными геометрическими фигурами, причем, одне и те же фигуры давались в нескольких экземплярах, напр., исп. должен был выбрать шестиугольники или пятиугольники. Отмечалось правильно ли сделали выбор. Также отмечалось время выбора.

Кроме того им давалась бумага, разлинованная в клетки, и они должны были ставить точки в средине каждой клетки на протяжении одной строки ^

В настоящей работе, предназначенной для доклада, протоколов опытов приводить не буду, приведу только полученные результаты на основании протоколов и дневника и примеры из протоколов для демонстрации этих результатов 3).

Ранее мной производились такие же опыты над здоровыми, над больными с прогрессивным параличом, и над больными с параличом, (и частью над другими больными)3).

III.

Результаты экспериментально - психологического исследования больных хроническим алкоголизмом.

При исследовании ассоциаций у больных с хроническим алко-лизмом, обнаружены те же явления, как и у здоровых, при условиях наших опытов, так они легко справлялись с задачей, находили руководящую нить своих ответов, давали себе в этом отчет и затем делали аналогичные ответы как бы объединенные общим принципом. Напр. исп. 1-й после данного слова, говорил другое слово, являющееся определением 1-го,

]) Экспфримфнт&яьно-психологичфсисое исследование над больными с нарост. парал. слабоум. Диссертация. Часть ИИ

а) Экспфриментально-психологическое наследование умозаключений у душевно-больных.

3) Не показаны.

— 1270 —

указывающее ого назначение: .для писанья4* (чернила), „для свету „для варенья" и т. д. Нсп. 2-й вслед за данным словом, говорил существительное название похожого предмета: „иеро“. „огонь11, „молоко1-, „рамка" и т. д. 3-й исп. говорил прилагательное, определение качества данного слова: „черное*1, „красивая*-, „вкусные1*, „удачно исполненная" и т. д. 4-й исп. существительное: „карандашъ‘*, „свеча1* и т. п. 5-й исп. также говорил существительное: „перо**, „свеча1*, „клюква** и т. п. 6-й исп. (не интеллигентный и мало учившийся) говорил слова сходные по созвучию б. ч. одного корня „черномъ**, „лебедь1*, „яхта", корри-доръ“, „бежали** и т. д. 7-й исп. говорил прилагательные: „черныя", „красивыя", „сладкия1*, „фотографическия" и т. д. 8-й говорил существительное: „перо1*, „керосинъ" и т. д. 9-й говорил определения: „для писанья", „для свету", „для пищи1* и т. д., и 10-й—существительные: „перо", „столъ", „клубника" и т. д. Исп. 3-й сказал „я делаю оценку по качеству, т. е. формулировал руководящий принцип своих ответовъ". Также исп. 6-й сказал „надо подобрать слова, чтобы было похоже, когда говорить на ваше" (на данное слово).

Во время опытов обнаружились следующия особенности ассоциации: иногда исп. давали такие ответы, какие делали здоровые испытуемый при утомлении *) (исн. алкоголики при этом не были утомлены) т. е. давали однообразные или одинаковые ответы, напр., исп. 7-й, после слов изба и топор, сказал: „деревянная, деревянный1*, затем после слов скамья, дуб и диван опять сказал „деревянная, дерево, деревянный", также после слова церковь сказал „деревянная". Исп. 9-й несколько раз сказал „для сиденьли, вслед за словами скамья, диван, изба, деревня" и т. д. Затем во время опытов проявлялась аффек-тввность испытуемых; исп. 4-й часто смеялся и говорил что „ужасно смешно отвечать на вопросы, и что вечером он также смеялся1*. Исп. 7-й волновался, краснел, особенно сильно если слово сразу казалось незнакомым, и говорил, что боялся не ответить на вопрос, и волновался. Исп. 8, раздражался и некоторые вопросы находил „неуместными". Кроме того, часто исп. долго не отвечали на заданный вопрос. Напр., ней. 3-й после слова ящик, сказал комод. Через ИО с. исп. после слова ненависть дал ответ через 6 сек. Такие же большие промежутка времени ответов наблюдались и у других испытуемых. Причем оказывалось, что Причиной этого было отвлечение внимания, исп. заявляли „я задумался", или переспрашивали вопрос ит. д.

К сказанному прибавлю, что у больных с первичным сумасшествием, процесс ассоциации не отличался огь процесса этого у здоровых, у больных с прогрессивным параличом *) наблюдались следующия отклонения они не могли направлять свои

') „Экспериментальное исследование в области мышления”. J1 Па влоаокая .Вестник Психологии", год II, вып. 1 н 2.

*) Экспериментально-психологическое исследование над больными

с нарост. парал. слабоум. Диссертация. 1907. Ст. 226.