Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1235   >>>

  

— 1235 —

укрепляя и закаляя волевые функции, надо больше прибегать к способности подростков сознательно регулировать собственное поведение. Лучшую помощь в деле морального воспитания родители встретят в хорошем общем духе школы. Но тем ги-бельнее для ребенка влияние школы, отличающейся дурным духом. С непобедимой силой этот дух разрушает все лучшия намерения родителей, и учителей, и ставит непреодолимые преграды для образования хорошого, сильного характера.

Одно из важных требований воспитания нравственного чувства—сделать человека способным к переживанию разнообразных эмоций, сделать его способным радоваться и страдать; волноваться и успокаиваться; надеяться; разочаровываться и удовлетворяться. (Нечаев).

Теперь мы видим, насколько сложна и неустойчива душевная организация юноши, какого громадного внимания и сознательной заботливости она требует к себе, что даже при нормальном развитии она представляется в своем существе опасной, критической в смысле выработки и установки здоровой, нормальной личности, то ясно само собой, что присоединение сюда еще нервности в том или другом виде в высшей степени осложняет и обостряет переживание юношеских лет. Оппенгейм *) отмечает, что у псвропатических детей стремление к подражанию повышено; отсюда вытекает, что они сильнее поддаются вредным влияниям окружающей среды; кроме того нервные дети хуже переносят неприятности; приходят в отчаяние от самых незначительных препятствий. Вырождающий молодой человек легко утрачивает,—говорит Лроаль,—нравственное чувство и способность владеть собой. Не умея ни обсудить, ни взвесить своих поступков и их последствий, он становится импульсивным и действует почти автоматически. Нервозные дети очень склонны к гневу; по самым пустячным причинам они закусывают удила и приходят в исступление: они легко поддаются неожиданным импульсам, выражающимся или в бешеной вспышке или в глубокоподавленном настроении, в отчаянии, доводящем до самоубийства. Трудно поверить, сколько случаев самоубийства среди детей вызывается личным самолюбием и болезненной обидчивостью *).

Нужно ли сейчас после вышеприведенного выяснять в подробностях всю ту грустную картину, когда нежные молодые ткани юношеского организма пропитываются алкоголем, этим специфическим мозговым ядомъ?! Будем ли удивляться, что опасный возраст в соприкосновении с алкоголем имеет своим результатом быстрое уродывание, вырождение личности юноши, так как весьма скоро зарождается и формируется алкоголизм в наиболее тяжелой форме и с наиболее тяжкими последствиями?! Юношеский алкоголизм особенно злокачествен, в нем часто гибнут безвозвратно основные устои нормальной

*) Прояль. Воспитание и самоубийство детей. Стр. 173, 30.

— 1236 —

личности. Итак, при господстве питейного настроения в населении, поддерживаемого взрослой его частью, вполне естественно, что зарождение и формировка алкоголизма должны совершаться и совершаются, главным образом, в юные годы, до 25 лет, именно, по нашим наблюдениям у 63% мужчин-алкоголиков; по данным, относящимся к городскому пролетариату Тулы и .Ярославля, из 10.002 мужчин-алкоголиков начали пить в возрасте 8--25 летъ—93%, а из 1 056 женщин-алкоголиков в том возрасте начало пить 64,в% ').

Далее, если юные годы осложняются ощущениями общого внутренняго ритма, тогда алкоголизм формируется еще в более раннем возрасте, сравнительно, и при том в форме запоя. Более поздний алкоголизм, когда физическая и психическая устойчивость окрепает, оказывая тем самым большее сопротивление и действию алкоголя,—дает все меньше и меньше запой-ритм и одновременно выдвигает постепенно на первый план запой-истощение.

Переходим к краткому рассмотрению психофизиологии запоя-истощения, в основе которого лежит крайняя степень истощения нервных центров.

Повседневный опыт учит нас, что даже самые высшия моральные представления и понятия человека находятся в зависимости от состояния его здоровья. Физическое или умственное утомление и 'чрезмерная работа отражается на всем нашем мировоззрении, или на короткий срок, или навсегда. Утомление представляет собой общее чувство. Оно имеет совершенно ясное физиологическое значение. Оно доказывает, что в данный момент органы истощены, ткани отравлены и наступило общее расстройство функционального равновесия. Нужен потому отдых, необходимо привести в нормальное состояние органы и дать организму возможность в течение известного времени освободиться от вредных элементов. (Demoor) J). Чувство усталости есть предохранительный клапан в машине нашего тела. (Бунге) 3). От излишней работы (физической и умственной) не только устает, истощается и теряет способность к творчеству ум, но и гаснет воля, слабеет и теряет свое равновесие характер (Проаль) 4). Утомление, усталость понижают умственную работоспособность, влекут за собой общее ослабление памяти, причем это истощение может обнаружиться не только в течение одного дня, но и в течение гораздо более продолжительных периодовъ— недели, месяца и более (Нечет) 5). Чрезмерная работа в детстве и юности, игнорирование факта, что тело и дух утомляются и должны иметь возможность отдохнуть, прежде чем снова приступить к деятельности, в особенности же вынужден-

*) Си. отчеты местных убежищ для опьяневших.

*) Demoor. Ненормальные дети. Москва 1908, стр. 46, 223.

3) Бунге. Об употреблении алкоголя. С.-Петерб. 1896, стр. 5.

4) Проаль. Воспитание и самоубийство детей, стр. 63.

5) Нечафв. Учебник психологии, стр. 20, 77, 86.