Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1234   >>>

  

— 1234 —

особенно сремиться к достижению способности вызвать в себе, во время аффекта, представления, связанные с чувством противоположного тона, и совершать сознательные поступки, требующие здравого обсуждения. И из самой сущности аффекта,—так как он наступает неожиданно и в первый момент парализует способность принимать решения и спокойно обсуждать,—следует необходимость борьбы с аффектом и упражнения, чтобы быть в состоянии достигнуть в этом отношении успехов. Необходимо, чтобы юноша достиг способности быстро делаться господином своего настроения и не волноваться без достаточного крупного повода, то-есть, ставить степень возбуждения в соответствие с важностью возбудителя. Что вспыльчивость, своенравие, упрямство и т. д. зарождаются уже в раннем детстве и должны быть иско-реняемы возможно рано,—хорошо известно. Если родители позволяют детям при малейших поводах кричать, горячиться и т. д., то значит они плохо готовят их к борьбе с аффектами.

Пример и подражание играют в деле развия нервной системы детей столь важную роль, что над импульсами и впечатлениями на органы чувств, воспринимаемых от окружающих, всегда должен существовать возможно более тщательный контроль. Пассивное воспитание, т.-е. пример, который в начале дается родителями или их заместителями, а впоследствии более широким кругом близко стоящих к ребенку лиц, свойственной им манерой мыслить, чувствовать и поступать, оказывает столь большое влияние, что в сравнении с ним действие активного, преследующого определенную цель, воспитания,—отходит на второй план. Балованные дети не только плохо воспитаны, но и очень рано делаются нервно-больными, и если их отнять у родителей, то и тогда лишь редко удается помочь делу, так как болезнь ужо пустила черезчур глубокие корни.

Отсутствие всех более высоких и глубоких интересов, недостаток веры в идеалы и понимания природы и искусства указывают на пустоту в душевной жизни, несовместимую со здоровой нервной системой. Приучение к праздности есть воспитание нервности. Если развитие душевной пустоты, праздности зависит главным образом от наклонностей и свойств родителей, то все же многое, несомненно, может быть с одной стороны усилено, а с другой—напротив еще более задержано и заглушено посредством воспитания. Ядром и центром всякого воспитания должны служить этическия начала. Все, что создает характер, что делает волю твердой и сильной, служит вместе с тем к сохранению здоровья нервов. (Оппенгейм) *).

Ни в коем случае не следовало бы делать поблажки всякому неправильному или даже прямо нехорошему образу действий детей, переживающих время полового созревания,—говорит Гиппиус, — с накоплением большого запаса моральных сил,

’I Проф. Оппенгейм. Воспитание и нервные страдания детей. Москва. 1Ф08 г.

— 1235 —

укрепляя и закаляя волевые функции, надо больше прибегать к способности подростков сознательно регулировать собственное поведение. Лучшую помощь в деле морального воспитания родители встретят в хорошем общем духе школы. Но тем ги-бельнее для ребенка влияние школы, отличающейся дурным духом. С непобедимой силой этот дух разрушает все лучшия намерения родителей, и учителей, и ставит непреодолимые преграды для образования хорошого, сильного характера.

Одно из важных требований воспитания нравственного чувства—сделать человека способным к переживанию разнообразных эмоций, сделать его способным радоваться и страдать; волноваться и успокаиваться; надеяться; разочаровываться и удовлетворяться. (Нечаев).

Теперь мы видим, насколько сложна и неустойчива душевная организация юноши, какого громадного внимания и сознательной заботливости она требует к себе, что даже при нормальном развитии она представляется в своем существе опасной, критической в смысле выработки и установки здоровой, нормальной личности, то ясно само собой, что присоединение сюда еще нервности в том или другом виде в высшей степени осложняет и обостряет переживание юношеских лет. Оппенгейм *) отмечает, что у псвропатических детей стремление к подражанию повышено; отсюда вытекает, что они сильнее поддаются вредным влияниям окружающей среды; кроме того нервные дети хуже переносят неприятности; приходят в отчаяние от самых незначительных препятствий. Вырождающий молодой человек легко утрачивает,—говорит Лроаль,—нравственное чувство и способность владеть собой. Не умея ни обсудить, ни взвесить своих поступков и их последствий, он становится импульсивным и действует почти автоматически. Нервозные дети очень склонны к гневу; по самым пустячным причинам они закусывают удила и приходят в исступление: они легко поддаются неожиданным импульсам, выражающимся или в бешеной вспышке или в глубокоподавленном настроении, в отчаянии, доводящем до самоубийства. Трудно поверить, сколько случаев самоубийства среди детей вызывается личным самолюбием и болезненной обидчивостью *).

Нужно ли сейчас после вышеприведенного выяснять в подробностях всю ту грустную картину, когда нежные молодые ткани юношеского организма пропитываются алкоголем, этим специфическим мозговым ядомъ?! Будем ли удивляться, что опасный возраст в соприкосновении с алкоголем имеет своим результатом быстрое уродывание, вырождение личности юноши, так как весьма скоро зарождается и формируется алкоголизм в наиболее тяжелой форме и с наиболее тяжкими последствиями?! Юношеский алкоголизм особенно злокачествен, в нем часто гибнут безвозвратно основные устои нормальной

*) Прояль. Воспитание и самоубийство детей. Стр. 173, 30.