Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1232   >>>

  

— 1232 —

характеризует вообще образ действий молодых людей, не пе-решагнувгаих еще отроческий возраста. К тому же нужно помнить, что способность перенимать все у других, в особенности увлекаться дурными примерами, в эти лета особенно велика,— то более правильное разумение и лучшее распознавание и понимание истинной цены вещей, которое появляется позднее, как результат опыта и более зрелых суждений, здесь еще отсутствует. Общество имеет непосредственный интерес в воспитании и образовании отрочества; это интерес его самосохранения или, по крайней мере, его здорового существования. Юность не кончается 21 годом, за этим годом продолжается развитие и нет еще надлежащей крепости организма, как физической так и душевной.

Чем характеризуется этот периодъ? В соматическом отношении наступлением половой зрелости: влияние этого явления на весь организм человека, на все его физиологическия и психическия отравлейия громадно и продолжается во весь этот период жизни, сообщая ему новый характер. Юность вносит в организм целый ряд отравлений. Вообще же это есть возраст брожения, неопытности, развития половых стремлений, удовлетворения потребностей самостоятельным трудом, а не заботами о семье.

Какая роль юношества в социальной жизни? В большинстве народонаселения *) молодые люди уже выходят из непосредственного надзора родителей и воспитателей, вступают на арену жизни и деятельности, как работники и как деятели. Они уже в водовороте жизни, соприкасаясь со всеми ея сторонами.

Окруженные всеми соблазнами жизни, побуждаемые все росту-щими своими потребностями, находясь в постоянных сношениях с людями уже взрослыми и опытными,—молодые люди должны выдерживать пробу своей душевной зрелости (Богдановский). Прекрасную характеристику находим и у Проем *): блогодаря очень живой чувствительности, а также слабости рассудка и воли, дети без размышления отдаются своему первому побуждению и, не откладывая, исполняют план, только что мелькнувший в их мозгу. Из гордости ребенок бывает непослушным, не хочет, чтобы им руководили; гордость делает его самонадеянным.

Хлопин в труде: „Самоубийства среди учащихся" 3) отмечает, что 15—16 лет, возрастъ—критический в развитии мальчиков, когда совершается переход от отрочества к юношеству. Процесс роста и возмужания настолько ослабляет нервную систему, нарушает равновесие душевных и телесных сил, что организм мальчика делается психически чрезвычайно легко ранимым. Мальчики этого возраста чрезвычайно сильно и резко реагируют на внешния впечатления; работоспособность в эти годы

’) Т. ф. 8а вычетом лиц, имеющих возможность получать среднее и высшее образование. Прим. автора.

*) Проаль. Воспитание и самоубийства детей. С.-Петерб. 1908. стр. 31—33.

®) Хлопин. Самоубийства, несчастные случаи среди учащихся русских учебных заведений. ^-Петербург. 1906. Стр. 29.

— 1233 —

у многих из них резко понижается, нередко умственные способности и характер ухудшаются.

По наблюдениям Гиппиуса в периоде возмужалости переворот всего душевного склада в особенно сильной степени касается чувства. Все хорошее и дурное, что до сих пор дремало в душе ребенка, теперь как бы пробуждается и обнаруживается во всей своей силе *).

У девочек изменения в организме при наступлении половой зрелости происходят быстрее и бывают выражены гораздо резче, чем у мальчиков. Девочка, так недавно бывшая еще ребенком, в несколько месяцев превращается в девушку, которую с трудом можно узнать. (Sideroy) *).

Из психофизиологических особенностей юности выясняются основные моменты, подлежащие выработке у нормального юноши, и из которых для нас более интересны, имеющие ближайшее отношение и связь с развитием алкоголизма.

Одну из самых важйых задач воспитания,—по Оппен-гейму ;*),—составляет защита тела и духа против влиянии, вызывающих боль. Но какую беду может причинить такое воспитание, которым человек не был подготовлен с самых малых лет к перенесению боли, когда он не прошел школы неприятных ощущении. Путем ранняго приучения к некоторым раздражениям, с целью вызвать неприятные ощущения, мы кладем основание чувству физического блогополучия и счастия в период зрелости. Сильные колебания настроения составляют один из самых важных и самых частых признаков нервности и ненормальная душевная возбудимость служит неиссякающим источником, из которого берет свое начало большая часть расстройств при нервности. Ненормальная возбудимость представляет в борьбе с нервностью силу, о которую могут разбиться все врачебные начинания. Следовательно, на долю воспитания выпадает задача будить к жизни душевные силы и развивать их так, чтобы оне сдерживали аффекты и возвращали их в нормальное русло, когда оне из него выходят. Путем добросовестного и тщательного самовоспитания моз$но дойти до того, что пока не встретится особенно сильного потрясения, настроение может держаться в среднем, уравновешенном положении. Для этого требуется строго следить за собой и раз навсегда поставить себе за правило: заменять душевное волнение выполнением волевого импульса. Особенно же следует подавлять в зародыше чувства гнева.

Многими педогогами ставится на первый план развитие сил и свойству которые служат для борьбы с аффектами. Влияние аффекта на двигательную, сосудодвигательную, секреторную функцию и т. п. само по себе повышено при нервности. Следует

*) Гиппиус. Детский врач, как воспитатель. Москва. 1009. Стр. 260. а) Siderey. Воспитание девушек в периоде подового развития. Вести. Воспитания ЛЬ ИО. 1907.

8) Оппенгейм. Воспитание и нервные страдания детей. Москва. 1908.