Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1230   >>>

  

— 1230 —

25 лет, а у женщин в 23 года. С началом зрелого возраста.— говорить Рей (из Аахена) *),—ребенок вступает в лучший и наиболее интересный, но и наиболее опасный период своей жизни. Этот возраст очень важен в смысле его влияния на всю последующую физическую и духовную жизнь человека. Необходимо иметь неослабный надзор за физическим и духовным развитием молодого существа в течение этого опасного периода жизни и обращать строгое внимание на его индивидуальность. Schwarts (из Кельна)2), также высказывается, что юношеский возраст в европейском климате оканчивается полным развитием человеческого организма в возрасте 20—24 лет.

В то время, когда происходит резкая дифференциация между мужчиной и женщиной, когда наблюдается разница в складе характера мальчиков и девочек, во время полового созревания.— к организму предъявляются очень высокия требования. Всего более бросается в глаза чрезвычайно быстрый рост, расширение грудной клетки, перелом голоса, а у девушек развитие тазовых костей. Все эти изменения не остаются без влияния на равновесие всего существа. В этом периоде особенно часты всякия заболевания, которые можно объяснить только тем, что к сделавшемуся временно неустойчивым организму предъявляют слишком много требований (Уффепгеймер из Мюнхена) 3).

Еще особенность. В период роста реакция организма бывает настолько повышена, что часто не соответствует качественно и количественно подецствовавшему агенту (Дитерихе) 4). Юность подобна очень чувствительному инструменту, функции которого приходят в расстройство от малейшого внешняго толчка. Это справедливо не только по отношению к подросткам, но и к молодым людям в возрасте 18—21 года, обладающими столь же малой устойчивостью в борьбе с жизненными искушениями. Общий анализ возрастных групп не дает никакого особенно глубокого взгляда на этиологию црфступлений, за исключением преступлений, свойственных юношескому возрасту. Последния же тем более важны и поучительны, что дают нам ясное представление об опастностях, связанных с ростом и развитием молодого организма. (Аииаффенбург)Б).

Блуменау (С.-Петербург) в труде: „к вопросу об изледо-вании оригинальности ассоциаций“ *) указывает, что можно видеть роковое падение кривых на „переходномъ** возрасте, предшфствую-

’) Из книги: Бидфргь. Болезни детей школьного возраста. Нз. Сотрудника. Киев, 1908, стр. 99.

2) Schwarts. Die nach dem Lebensalter verschiedene Schadlichkeit alkohol halt iger Getranke.

Aerztliche Sachverstandigen. >6 3 1907. стр. 53.

*) Уфффнгеймфр. В чем причина малоуспешное™ наших детей в школе. Москва. 1908, стр. 17—18.

4) Дитерихе. О так назыв. лихорадке от роста. Врач. газ. № 8,1908.

!) Ашаффенбург. Преступление и борьба с ним. Одесса, 1906, стр. 120, 123.

6) Вестн. Психология, 1906, J4 5. Цитир. по Врач. газете.

— 1231 —

щем наступлению половой зрелости, когда у детей, по многочисленным экспериментальным исследованиям, вместе с приостановкой роста организма во всех его частях, замечается временная задержка в интеллектуальном развитии и общее понижение работоспособности. Этот момент, требующий особенно внимательного и бережного отношения, наступает для девочек на год, на два раньше, чем для мальчиков. Данные опыта автора еще раз подтверждают этот факт и указывают на понижение в это время, для девочек в 13 лет, для мальчиков в 14, и оригинальности ассоциаций, т. е. на преобладание в сознании шаблонных, привычных ассоциаций, по большей части чисто словесных. Для периода, следующого за „переходнымъ*4, все кривые делают более или менее крутой подъем. Наступает пора чрезвычайного напряжения всех физических и духовных сил, когда весь организм совершает усиленную работу,—пора тяжелая и в то же время плодотворная. В этом возрасте кривые отмечают и наибольшую оригинальность ассоциаций, наибольшее богатство представлений.

Богдановский в своем труде „Молодые преступники“ ') дает яркую характеристику детства, отрочества и юности, из которого приведем некоторые выдержки.- ИО—16 лет составляют первую часть юности, 16—25 летъ—вторую часть; юность есть подготовительный период человеческой жизни, молодость не самостоятельна, она только запасает себе материял для деятельности. За нею следует уже возраст, в котором человек пользуется всем, к чему природа сотворила его способным, и в котором он, при нормальном развитии, становится вполне самостоятельным, самосознающим и самоопределяющимся существом, в полной мере отвечающим за себя и свои действия как перед нравственным законом, так и перед обществом и его юридическим законом. Отрочество (ИО —18 лет)—эпоха сама решительная для образования разума; отроки всегда легко отдаются первым впечатлениям, и чем моложе, тем менее они задумываются над своими поступками; им вообще не достает еще надлежащей силы суждения. У мальчиков особенно, вследствие сознания своих наростающих сил, сильна потребность казаться самостоятельным человеком, господином себе, часто соединяющаяся с ложным самолюбием, что нередко порождает трудно одолимую склонность юь разрушению и охоту к насильственным действиям. В года юности это еще более проявляется, и, если такия наклонности не будут во время удержаны в должных пределах хорошим руководством и воспитанием, то явятся неодолимые поводы к разнообразнейшим беззакониям.

Вспышки при самых незначительных поводах, постоянное стремление освободиться от всяких уз, их связующих, и инстинктивная потребность упражнять свои силы, не думая о том, не произойдеть-ли оть действия для кого нибудь вред,—все это

*) Богдановский. Молодые преступники. Одесса, 1870, стр. 23—55.