Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1233   >>>

  

— 1233 —

у многих из них резко понижается, нередко умственные способности и характер ухудшаются.

По наблюдениям Гиппиуса в периоде возмужалости переворот всего душевного склада в особенно сильной степени касается чувства. Все хорошее и дурное, что до сих пор дремало в душе ребенка, теперь как бы пробуждается и обнаруживается во всей своей силе *).

У девочек изменения в организме при наступлении половой зрелости происходят быстрее и бывают выражены гораздо резче, чем у мальчиков. Девочка, так недавно бывшая еще ребенком, в несколько месяцев превращается в девушку, которую с трудом можно узнать. (Sideroy) *).

Из психофизиологических особенностей юности выясняются основные моменты, подлежащие выработке у нормального юноши, и из которых для нас более интересны, имеющие ближайшее отношение и связь с развитием алкоголизма.

Одну из самых важйых задач воспитания,—по Оппен-гейму ;*),—составляет защита тела и духа против влиянии, вызывающих боль. Но какую беду может причинить такое воспитание, которым человек не был подготовлен с самых малых лет к перенесению боли, когда он не прошел школы неприятных ощущении. Путем ранняго приучения к некоторым раздражениям, с целью вызвать неприятные ощущения, мы кладем основание чувству физического блогополучия и счастия в период зрелости. Сильные колебания настроения составляют один из самых важных и самых частых признаков нервности и ненормальная душевная возбудимость служит неиссякающим источником, из которого берет свое начало большая часть расстройств при нервности. Ненормальная возбудимость представляет в борьбе с нервностью силу, о которую могут разбиться все врачебные начинания. Следовательно, на долю воспитания выпадает задача будить к жизни душевные силы и развивать их так, чтобы оне сдерживали аффекты и возвращали их в нормальное русло, когда оне из него выходят. Путем добросовестного и тщательного самовоспитания моз$но дойти до того, что пока не встретится особенно сильного потрясения, настроение может держаться в среднем, уравновешенном положении. Для этого требуется строго следить за собой и раз навсегда поставить себе за правило: заменять душевное волнение выполнением волевого импульса. Особенно же следует подавлять в зародыше чувства гнева.

Многими педогогами ставится на первый план развитие сил и свойству которые служат для борьбы с аффектами. Влияние аффекта на двигательную, сосудодвигательную, секреторную функцию и т. п. само по себе повышено при нервности. Следует

*) Гиппиус. Детский врач, как воспитатель. Москва. 1009. Стр. 260. а) Siderey. Воспитание девушек в периоде подового развития. Вести. Воспитания ЛЬ ИО. 1907.

8) Оппенгейм. Воспитание и нервные страдания детей. Москва. 1908.

— 1234 —

особенно сремиться к достижению способности вызвать в себе, во время аффекта, представления, связанные с чувством противоположного тона, и совершать сознательные поступки, требующие здравого обсуждения. И из самой сущности аффекта,—так как он наступает неожиданно и в первый момент парализует способность принимать решения и спокойно обсуждать,—следует необходимость борьбы с аффектом и упражнения, чтобы быть в состоянии достигнуть в этом отношении успехов. Необходимо, чтобы юноша достиг способности быстро делаться господином своего настроения и не волноваться без достаточного крупного повода, то-есть, ставить степень возбуждения в соответствие с важностью возбудителя. Что вспыльчивость, своенравие, упрямство и т. д. зарождаются уже в раннем детстве и должны быть иско-реняемы возможно рано,—хорошо известно. Если родители позволяют детям при малейших поводах кричать, горячиться и т. д., то значит они плохо готовят их к борьбе с аффектами.

Пример и подражание играют в деле развия нервной системы детей столь важную роль, что над импульсами и впечатлениями на органы чувств, воспринимаемых от окружающих, всегда должен существовать возможно более тщательный контроль. Пассивное воспитание, т.-е. пример, который в начале дается родителями или их заместителями, а впоследствии более широким кругом близко стоящих к ребенку лиц, свойственной им манерой мыслить, чувствовать и поступать, оказывает столь большое влияние, что в сравнении с ним действие активного, преследующого определенную цель, воспитания,—отходит на второй план. Балованные дети не только плохо воспитаны, но и очень рано делаются нервно-больными, и если их отнять у родителей, то и тогда лишь редко удается помочь делу, так как болезнь ужо пустила черезчур глубокие корни.

Отсутствие всех более высоких и глубоких интересов, недостаток веры в идеалы и понимания природы и искусства указывают на пустоту в душевной жизни, несовместимую со здоровой нервной системой. Приучение к праздности есть воспитание нервности. Если развитие душевной пустоты, праздности зависит главным образом от наклонностей и свойств родителей, то все же многое, несомненно, может быть с одной стороны усилено, а с другой—напротив еще более задержано и заглушено посредством воспитания. Ядром и центром всякого воспитания должны служить этическия начала. Все, что создает характер, что делает волю твердой и сильной, служит вместе с тем к сохранению здоровья нервов. (Оппенгейм) *).

Ни в коем случае не следовало бы делать поблажки всякому неправильному или даже прямо нехорошему образу действий детей, переживающих время полового созревания,—говорит Гиппиус, — с накоплением большого запаса моральных сил,

’I Проф. Оппенгейм. Воспитание и нервные страдания детей. Москва. 1Ф08 г.