Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1231   >>>

  

— 1231 —

щем наступлению половой зрелости, когда у детей, по многочисленным экспериментальным исследованиям, вместе с приостановкой роста организма во всех его частях, замечается временная задержка в интеллектуальном развитии и общее понижение работоспособности. Этот момент, требующий особенно внимательного и бережного отношения, наступает для девочек на год, на два раньше, чем для мальчиков. Данные опыта автора еще раз подтверждают этот факт и указывают на понижение в это время, для девочек в 13 лет, для мальчиков в 14, и оригинальности ассоциаций, т. е. на преобладание в сознании шаблонных, привычных ассоциаций, по большей части чисто словесных. Для периода, следующого за „переходнымъ*4, все кривые делают более или менее крутой подъем. Наступает пора чрезвычайного напряжения всех физических и духовных сил, когда весь организм совершает усиленную работу,—пора тяжелая и в то же время плодотворная. В этом возрасте кривые отмечают и наибольшую оригинальность ассоциаций, наибольшее богатство представлений.

Богдановский в своем труде „Молодые преступники“ ') дает яркую характеристику детства, отрочества и юности, из которого приведем некоторые выдержки.- ИО—16 лет составляют первую часть юности, 16—25 летъ—вторую часть; юность есть подготовительный период человеческой жизни, молодость не самостоятельна, она только запасает себе материял для деятельности. За нею следует уже возраст, в котором человек пользуется всем, к чему природа сотворила его способным, и в котором он, при нормальном развитии, становится вполне самостоятельным, самосознающим и самоопределяющимся существом, в полной мере отвечающим за себя и свои действия как перед нравственным законом, так и перед обществом и его юридическим законом. Отрочество (ИО —18 лет)—эпоха сама решительная для образования разума; отроки всегда легко отдаются первым впечатлениям, и чем моложе, тем менее они задумываются над своими поступками; им вообще не достает еще надлежащей силы суждения. У мальчиков особенно, вследствие сознания своих наростающих сил, сильна потребность казаться самостоятельным человеком, господином себе, часто соединяющаяся с ложным самолюбием, что нередко порождает трудно одолимую склонность юь разрушению и охоту к насильственным действиям. В года юности это еще более проявляется, и, если такия наклонности не будут во время удержаны в должных пределах хорошим руководством и воспитанием, то явятся неодолимые поводы к разнообразнейшим беззакониям.

Вспышки при самых незначительных поводах, постоянное стремление освободиться от всяких уз, их связующих, и инстинктивная потребность упражнять свои силы, не думая о том, не произойдеть-ли оть действия для кого нибудь вред,—все это

*) Богдановский. Молодые преступники. Одесса, 1870, стр. 23—55.

— 1232 —

характеризует вообще образ действий молодых людей, не пе-решагнувгаих еще отроческий возраста. К тому же нужно помнить, что способность перенимать все у других, в особенности увлекаться дурными примерами, в эти лета особенно велика,— то более правильное разумение и лучшее распознавание и понимание истинной цены вещей, которое появляется позднее, как результат опыта и более зрелых суждений, здесь еще отсутствует. Общество имеет непосредственный интерес в воспитании и образовании отрочества; это интерес его самосохранения или, по крайней мере, его здорового существования. Юность не кончается 21 годом, за этим годом продолжается развитие и нет еще надлежащей крепости организма, как физической так и душевной.

Чем характеризуется этот периодъ? В соматическом отношении наступлением половой зрелости: влияние этого явления на весь организм человека, на все его физиологическия и психическия отравлейия громадно и продолжается во весь этот период жизни, сообщая ему новый характер. Юность вносит в организм целый ряд отравлений. Вообще же это есть возраст брожения, неопытности, развития половых стремлений, удовлетворения потребностей самостоятельным трудом, а не заботами о семье.

Какая роль юношества в социальной жизни? В большинстве народонаселения *) молодые люди уже выходят из непосредственного надзора родителей и воспитателей, вступают на арену жизни и деятельности, как работники и как деятели. Они уже в водовороте жизни, соприкасаясь со всеми ея сторонами.

Окруженные всеми соблазнами жизни, побуждаемые все росту-щими своими потребностями, находясь в постоянных сношениях с людями уже взрослыми и опытными,—молодые люди должны выдерживать пробу своей душевной зрелости (Богдановский). Прекрасную характеристику находим и у Проем *): блогодаря очень живой чувствительности, а также слабости рассудка и воли, дети без размышления отдаются своему первому побуждению и, не откладывая, исполняют план, только что мелькнувший в их мозгу. Из гордости ребенок бывает непослушным, не хочет, чтобы им руководили; гордость делает его самонадеянным.

Хлопин в труде: „Самоубийства среди учащихся" 3) отмечает, что 15—16 лет, возрастъ—критический в развитии мальчиков, когда совершается переход от отрочества к юношеству. Процесс роста и возмужания настолько ослабляет нервную систему, нарушает равновесие душевных и телесных сил, что организм мальчика делается психически чрезвычайно легко ранимым. Мальчики этого возраста чрезвычайно сильно и резко реагируют на внешния впечатления; работоспособность в эти годы

’) Т. ф. 8а вычетом лиц, имеющих возможность получать среднее и высшее образование. Прим. автора.

*) Проаль. Воспитание и самоубийства детей. С.-Петерб. 1908. стр. 31—33.

®) Хлопин. Самоубийства, несчастные случаи среди учащихся русских учебных заведений. ^-Петербург. 1906. Стр. 29.