Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1222   >>>

  

— 1222 —

Истощение нервных центров у алкоголиков происходит как вследствие самого отравления алкоголем, так от всех прочих отрицательных условий, лежащих вне и внутри их самих.

Нижеследующие примеры показывают, как преломляется истощение в поле сознания запойныхъ—алкоголиков. 1) У слесаря после окончания дневной работы является желание пить".

2) „Ежедневно повторяется переутомление от непосильного труда, сопряженного к тому же с массой волнений.»Как захочется пить, то потемнею в лице; все противно, надоело и пью влежку и без счету". 3) „После двухмесячного физического переутомления, в связи со многими служебными неприятностями, сделался я измученным, нервным; злость, тоска, чего-то не хватаетъ! И вот по совету знакомых для успокоения стал чаще пить: в результате питье приобрело характер неудержимого, чего раньше не случалось". 4) „С 33 лет, в связи с моим разорением, необходимостью идти' служить в прикащики и одновременным усилением доз спиртных напитков, возникла раздражительность, временами тоска, отчаяние. С 35 лет я уже потерял душевную выносливость и способность приходить скоро в равновесие". 5) „Частые ночные занятия, обременение и дневной работой начались с 27 лет (на службе фабричным фельдшером, затем железнодорожным), и вскоре у меня появилась раздражительность, нервность. С 40 лет временами стало нападать тоскливое настроение: все надоело, хоть бросай службу! Уединялся и плакал без причины по 1 2 часа. Это обыкновенно имело место во дни особенно чрезмерной работы: тоска, безпричинное'недовольство, чувствуешь чего-то недостает и мелькает мысль, желание—выпью и легче будетъ"! 6) Инженер. „От случающихся усиленных занятий с 36 лет стал я утомляться. В эти моменты все мне надоедает: апатия, скука, нервы страшно напряжены—каждый звук приводит в необычайное раздражение, никого не могу видеть и уединяюсь к себе в кабинет, ложусь в кровать и начинаю пить хотя бы ради временного заглушения тягостных ощущений. Иногда угнетенное настроение доходит до отчаяния: ждешь всяких несчастий!"— Этот же больной еще отмечает, что и монотонность занятий, требующих все-таки напряженного внимания (планы, чертежи, сметы) действуют особенно расстраивающим образом. 7) „35 лета деловое потрясение—умерший отец завещал все имущество другому брату; 36 лета неудачные попытки устроить свое материальное положение, постоянные скитания но разным городам и одновременно неотвязные думы о судьбе семьи; развилась чрезвычайная нервность, и вот стоит выпить 2—3 рюмки водки, как сразу исчезает аппетит и идет безпробудное пьянство".

S) Зверское обращение отца, который запирал своего 35-ти-лет-няго сьГна в лошадиное стойло и кормил сквозь решетку. Настроение , всегда угнетенное, радостные минуты редки и мучает безцельность существования. 9) Каждый месяц в банке бывают подряд несколько дней усиленные занятия, на третий день

— 1228-

#

которых является нервность, тоска и прочее, и больной запивает. Три запойных .женщины отмечают: одна предшествующую приступу тоску, как результат удручающого одинокого существования; другая, что у нея за три дня до менструации и во время их страсть к питью усиливается, и третья, что во время менструации является тоска.

Кроме запоя ритма и истощения встречается их сочетание, „смешанный“ вид запоя: 1) Больного с 27 лет родители, алкоголики—крестьяне, „терзают44 на всяческие способы; но вот на 38-ом году погорело все имущество и скот, и это окончательно потрясло, переполнило чашу душевных страданий, в результате: хронический алкоголизм перешел в „запой—истощение*, приступы которого длятся каждый раз 3—4 недели. Начало приступа: за 3 —4 дня больной начинает без причины злиться, браниться; не понимает, что с ним творится. Ради избавления on, такого мучительного настроения прибегает к водке; 2) В прошлом тяжелое детство блогодаря мачехи-зверя и вдобавок немилосердные побои отца-алкоголика. On, работы (полотер) ежедневное переутомление, постоянное недосыпание, утром встаете как „опоенный“. „Душой весь я избюлелся!" На 30-ом году хронический алкоголик, без внешних толчков, переходит в „запой — истощении", приступы которого длятся по 7—28 дней. Начало приступа: „при обычной жизни вдруг фантазия — все не мило, тоскуешь до слез, сосет под ложечкой и ищешь успокоения в водке! “

Встречается затем сочетание хронического алкоголизма с запоем, напр., у больного, у которого с 17 лет питье стало „словно прирожденнымъ", началось с 22 года ежедневное выливание 3-х бутылок водки, а с 25 л. стала появляться тоска, чаще после неприятностей, „места себе не находишь, дело не клеится, скука все сильнее и ощущаю потребность забыться, и дозу повышаю до 5 бут. водки. Так проходит 3—4 дня, успокаиваешься и перехожу на обычную дозу, 3 бут. в день*.’

Несколько слов вообще об импульсивности у типичных запойных. По нашему мнению, она не заключает в себе чего-то стихийно, перед чем мы, врачи, были бы вынуждены в безпомощности складывать свое оружие. Ведь, каждый из нас по собственому опыту знает, что если почему-либо 'мы выходим из состояния душевного равновесия, то в это время задерживающая деятельность центров ослабевает, и это проявляется в некоторой нашей несдержанности, в некотором усилении рефлекторности наших поступков. Что же особенного в том, что при пропитывании алкоголем нервных клеток, наблюдается у алкоголиков резкое ослабление нсихорегуляторов и бурное проявление импульсивности, потому что вследствие облегчения*)

*) Вейнар. Об изменении мозгового кровообращения при остром алкогольном отравлении. Дисс. С.-Петерб, 1898, стр. 17.