Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1220   >>>

  

— 1220 -

гаются отреагировать или в лучшем случае кратковременно пробуют пассивно не пить, а прямо стремятся заглушить алкоголем неприятные ошущения; однако сила ритма настолько велика, что совсем заглушить его не удается, и ритм исчезает не в силу отравления, а по закону органической периодичности. Этот вид запоя мы называем „запой-ритмъ“.

Приведем собственные слова запойных, чтобы показать, как испытывают они субъективно различные степени интенсивности ритма.

1) „Станет грустно, нападает отчаянная лень, бросаю занятия и для подъема энергии разрешаю себе пить, ибо лучше будет. Дома сидеть не хочется, тянет на люди!" 2) „Испытываю потребность изменить настроение, поднять энергию, усилить ощущение жизни". 3) „Является безпричинная тоска, отчаянная до готовности наложить на себя руки, броситься под поезд, жизнь не мила! И стремишься.найти облегчение, забыться в алкоголе".

4) „Однообразное течение жизни надоедает, сделается грустно и чувствуешь потребность переменить настроение, встряхнуться".

5) „Зарождается тоска и при том такая сильная, и так быстро наростаоть, что не успеваешь с собой отобразиться, как всего тебя она захватила!" 6) „Станет скучно, тяпеть пить, начинаю пить в надежде ограничиться двумя рюмочками. Пью, делаюсь веселым, пой, танцую и все дела забываю... 6 и 7-ой день ложу пластомъ". 7) „Тоска, места не нахожу и сразу иду напиться". 8) „Уныние, не хочется ничего делать, и вдруг мысль: выпью — лучше будетъ". 9) „Общий жар какой-то, тоскую; винный запах особенно как-то нравится и влияет на всего меня". ИО) „Тоска и злоба является". 11) „Начинаю нервничать, безпокоиться и испытываю безотчетный страхъ". 12) „Безпричинная тоска, под ложечкой сосет, это значитъ—требуется выпивка". 13) „За десять минуть червяк начинает сосать под ложечкой, аппетит исчезает и начинаю пить". 14) „Начинает тянуть на питье". 15) „Испытываю приступы страстного желания пить". 16) „Является фантазия кутить". 17) и 18) редкие случаи: „Вдруг без видимой причины является приподнятое, радужное настроение и идешь выпить", или „чувствую себя бодрым, особенно хорошо настроенным и сама собой является мысль: не дурно бы выпить, безпечность какая-то и исчезает представление о неуместности алкоголя".

Встречаются и такие случаи, где ритм только подходит к порогу сознания, и это выражается тем, что алкоголик, выпивши рюмку, вдруг неожиданно для себя начинает пить без удержу; реже это наблюдается при втором виде запоя, к рассмотрению которого мы сейчас приступаем. Это запой на почве истощения нервных центров.

Предварительно сделаем общий обзор этого состояния центров. Общее свойство всех вообще центров, — по Бехте-реву '), накоплять запасную энергию. Скопление энергии в нсрв-

*) Бехтерев. Основы учения о функциях мозга. Выз. I, стр. 41—44.

— 1221 —

ных центрах возможно, однако, до известного предела, за которым всякое дальнейшее возбуждение, хотя бы и самое слабое, откуда бы оно ни притекло, обязательно приводят к разряду энергии по проводникам. Это состояние особой максимальной возбудимости центров. С другой стороны, путем многократных и сильных возбуждений, возможно привести центр в такое состояние, что всякия дальнейшия возбуждения временно оказываются уже недействительными, блогодаря истощению всего запаса содержащейся в нем энергии. Это состояние крайняго истощения центров. Часть накапливаемой энергии, не говоря о потери ея на преодоление препятствий в центрах и проводниках, постоянно уходит на разряды при выполнении органических функций (работа сосудодвигателей, секреция и пр.) и только остальная часть составляет тот запас, который при тех или других условиях выражается определенными внешними эффектами. Истощае-мость является дальнейшей особенностью центров.

К этому мы присоединяем еще один довольно частый случай истощения центров, когда неожиданно, врасплох предъявляется сразу в короткое время спрос на большой расход нервной энергии, что бывает при психических катастрофах, которые своей быстротой и громадностью спроса препятствуют психорегуляторам своевременно развить свой деятельность, между тем психорегуляторы „представляют собой один из замечательных примеров необычайной целесообразности в отравлениях организмов и экономизировании производимой ими работы". (Бехтерев).

Таким образом многократные и сильные возбуждения, по преимуществу однообразного характера 1), доводя центры до крайняго истощения, должны тем самым нарушать гармоническую их деятельность, другими словами, истощение центров связано с расстройством их ритма. Субъективно это состояние истощения выражается в быстрой 'утомляемости, неустойчивом равновесии психики от ослабления нсихорегуляторов, раздражительности, тоскливом настроении и т. д., напоминая в общем картину при ощущении ритма, по с этой разницей, что здесь субъект более или менее сознает причину своего пониженного самочувствия: усталый физически жаждет отдыха, утомленный обилием внешних воснриятий ищет уединения, измученный душевной катастрофой стремится так или иначе ее пережить и т. д.

Что в таких случаях предпринимают алкоголики? Если истощение центров зашло еще недалеко, то алкоголик продолжает все повышать дозы, но это возможно лишь до известной границы. Когда истощение достигает крайних пределов, тогда хронический алкоголизм превращается в „запой-иетощение“.

*') Бюхфр. Работа и ритм, стр. 93: „изнурительными становятся только такия однообразная работы, которые не могут принять ритмического характера и требуют, при каждой новой операции, нового, хотя и однородного, действия нашего внимания и воображения, как, наприм., при сложении рядов чисел, переписывании фразъ".