Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1219   >>>

  

— 1219 —

стема. Наконец, на последнем XVI Междунар. Медиц. Съезде в Будапеште (1909 г.). Введенский привел целый ряд новых данных в пользу своего учения о раздражении и торможении нерва, которые он считает явлениями одного порядка; на том же Съезде Nikolaides доказывал, что периодичные движения зависят от того, что нервные центры после момента раздражения приходят в состояние невозбудимости на некоторое время ').

Приведенных извлечений, полагаем, достаточно, чтобы признать, что психическия процессы совершаются внутри нас ритмически, в течение известного промежутка времени, колеблясь вверх и вниз, но неизменно сохраняя более или менее устойчивое равновесие.

И вот по нашим наблюдениям существует две категории лиц: 1) одни но ощущают своего внутренняго ритма, подобно тому как большинство не замечает биение сердца, работы дыхательных аппаратов, ибо у них ритм не достигает порога сознания; 2) другие, наоборот, ощущают ритм в субъективной окраске и с различной интенсивностью. Обыкновенно стадий понижения ритма ощущается в виде безпричинного тягостного нарушения душевного равновесия с его разнообразными последствиями отрицательного тона—тоскливость, „не по себе11, „выбит из обычной колеи**, раздражительность, апатия, понижение работоспособности и т. д. Подобное непривычное состояние длится в среднем 1—7 дней и даже больше у лиц, с менее устойчивой нервной системой; затем волна понижения постепенно исчезает в сфере ощущений, восстановляется обычное жизнеощущение или даже чувствуется прилив как бы новых сил; весы приходят в равновесие и наступает будничная жизнедеятельность.

Как субъективно реагируют на это лица второй категории? Лишь немногие не придают серьезного значения происходящей в них перемене и исключительно немногие признают нормальность этого; но подавляющее большинство протестует и принимает различные меры с целью отвлечения и даже притупления, считая это болезненным явлением. Schenk в статье: „О периодичности пьянства“ г) проводит мысль, что можно различить людей „периодическихъ" и „апериодическихъ**, причем периодические не являются менее состоятельными в психической сфере.

Ритм и двоякое отношение к нему со стороны личности сохраняют свое значение и тогда, когда .начинают отравляться спиртными напитками, именно у лиц, не чувствующих ритма, развивается картина хронического алкоголизма; а у лиц, ощущающих свой ритм, развертывается картина запоя, дипсомании. Если лица с ритмом не пьющия ищут отвлечения, стремятся бессознательно отреагировать так или иначе наступившую в них перемену, то у алкоголиков дело обстоит проще,—зная по опыту наркотическое действие спирных напитатков, они не ны-

и) Отчет о XVI Междун. Мед. Съезде Врач. Гаэ. № 42. 1909.

*) Schenk. Die Periodizitat der Trunksucht. Alkoholismus. № 3. 1906. стр. 155.

— 1220 -

гаются отреагировать или в лучшем случае кратковременно пробуют пассивно не пить, а прямо стремятся заглушить алкоголем неприятные ошущения; однако сила ритма настолько велика, что совсем заглушить его не удается, и ритм исчезает не в силу отравления, а по закону органической периодичности. Этот вид запоя мы называем „запой-ритмъ“.

Приведем собственные слова запойных, чтобы показать, как испытывают они субъективно различные степени интенсивности ритма.

1) „Станет грустно, нападает отчаянная лень, бросаю занятия и для подъема энергии разрешаю себе пить, ибо лучше будет. Дома сидеть не хочется, тянет на люди!" 2) „Испытываю потребность изменить настроение, поднять энергию, усилить ощущение жизни". 3) „Является безпричинная тоска, отчаянная до готовности наложить на себя руки, броситься под поезд, жизнь не мила! И стремишься.найти облегчение, забыться в алкоголе".

4) „Однообразное течение жизни надоедает, сделается грустно и чувствуешь потребность переменить настроение, встряхнуться".

5) „Зарождается тоска и при том такая сильная, и так быстро наростаоть, что не успеваешь с собой отобразиться, как всего тебя она захватила!" 6) „Станет скучно, тяпеть пить, начинаю пить в надежде ограничиться двумя рюмочками. Пью, делаюсь веселым, пой, танцую и все дела забываю... 6 и 7-ой день ложу пластомъ". 7) „Тоска, места не нахожу и сразу иду напиться". 8) „Уныние, не хочется ничего делать, и вдруг мысль: выпью — лучше будетъ". 9) „Общий жар какой-то, тоскую; винный запах особенно как-то нравится и влияет на всего меня". ИО) „Тоска и злоба является". 11) „Начинаю нервничать, безпокоиться и испытываю безотчетный страхъ". 12) „Безпричинная тоска, под ложечкой сосет, это значитъ—требуется выпивка". 13) „За десять минуть червяк начинает сосать под ложечкой, аппетит исчезает и начинаю пить". 14) „Начинает тянуть на питье". 15) „Испытываю приступы страстного желания пить". 16) „Является фантазия кутить". 17) и 18) редкие случаи: „Вдруг без видимой причины является приподнятое, радужное настроение и идешь выпить", или „чувствую себя бодрым, особенно хорошо настроенным и сама собой является мысль: не дурно бы выпить, безпечность какая-то и исчезает представление о неуместности алкоголя".

Встречаются и такие случаи, где ритм только подходит к порогу сознания, и это выражается тем, что алкоголик, выпивши рюмку, вдруг неожиданно для себя начинает пить без удержу; реже это наблюдается при втором виде запоя, к рассмотрению которого мы сейчас приступаем. Это запой на почве истощения нервных центров.

Предварительно сделаем общий обзор этого состояния центров. Общее свойство всех вообще центров, — по Бехте-реву '), накоплять запасную энергию. Скопление энергии в нсрв-

*) Бехтерев. Основы учения о функциях мозга. Выз. I, стр. 41—44.