Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1207   >>>

  

— ^От

ложенного ясно, что можно—не нарушая здравой логики, говорить в смысле сохранения здоровья о соблюдении «мудрой мерри» относительно пов. соли.

Совсем другое дело с веществами «недиэтетическими», т. е. веществами, не входящими но плану природы в химическую норму человеческого организма. Для таких веществ непредусмотрено природой никакого ни малейшого количества, никакой ни малейшей «меры» в тканях нашего здорового организма.

Поэтому такия вещества, будучи все-таки введены в химизм нашего тела, где им нет ни места, ни меры, должны в силу своей инородной химической натуры, обменялся» сродствами, не-пременно производить какое-либо нарушение в химической норме нашего организма, а следовательно и отступление от физиологической жизнедеятельности тех. тканей и органов, которые подвергаются нарушению в своем физиологическом химическом составе. При таких условиях, следовательно, мы имеем дело уже не с нормальным, а с отступившим от нормы, с больным организмом. В самом отступлении организма от своей физиологической нормы блогодаря воздействию какого-либо инородного вещества, в опрокидывании его естественной жизнедеятельности каким-либо инородным веществом, заключается понятие о ядовитости такого вещества по отношению к нашему организму.

Поэтому все «едиэтетическия вещества должны в силу своей инородной химической натуры опрокидывать природную химическую норму, следовательно и физиоло?ическую жизнедеятельность нашего организма. Поэтому все инородные вещества составляют «яды» для организма. В самой инородности вещества заключается критерий его ядовитости.

Для таких веществ, как сказано, нет никакой физиологической меры в нашем организме. Следовательно, несмотря на это, все-таки говорить в смысле сохранения здоровья, о соблюдай «мудрой меры*, физиологически вовсе не существующей, идет в разрез с здравым смыслом, и поэтому не поддается никакой научной квалификации.

Что же касается «inspecie» алкоголя, то он не только не принадлежит к числу диэтетических веществ, а напротив, к числу самых злых врогов человеческого организма, к числу самых сильных наркотическим ядов, которые нам вообще известны, наравне с хлороформом, хлоралем, сивухой и проч.

На этом основании применение понятия о «диэтетической умеренности» в потреблении алкоголя, не только не диэтетиче-ского вещества, а даже сильно разрушительного наркотического яда, является не только тяжким абсурдом, а прямо вопиющим издевательством пуд здравым смыслом и наукой.

Перейдем к вопросу о приписываемом алкоголю значении, как питательного средства.

Относительно гомологического ряда алкоголей мы читаем у Нотнагеля — Россбаха: „Иипе Wirkungst genau die des gelaeufig-

— 1208 —

sten dieser Mittel, des Weingeisies, nur in steigender Reihe immcr stacker, sondass der Methylslcohol am schwachsten, der Amyl&lco-hol am starksten wiorkt; auslidauert die betadbende Wirkung der Uoberen Homologen viel l:\nger wie die der niederen, sodass die schlimman Erl'alifungen nach Genuss alcoholischer mit viel Fuselol (Amylakohol) gemischter GetrAnke, sich dorde die enorm viel star-/cere, nicht dnrdieine unterschiedeiche Wirkung dieses letzteren er-klilren:

C‘H4 0—Methyl C2H,! 0=Aethyl • C3H8 0=Buthyl { Ale.

C4H,00=Propyl CsH120=Amyl

Таким образом оказывается, что воздействие всех алкого-лей на наш организм, количественно постепенно возрастая в гомологическом ряду — в качественном отношении совершенно одинаковое, тождественное.

Прошу это твердо отметить. Воздействие всех 5-ти нам известных алкоголей на человеческий организм с сивухой (Amil-alcohol) во главе качественно совершенно одинаковое, тождественное.

По экспериментальным исследованиям проф. Бухгейм в Дерпте и его ученика Schulinus выходит, что все алкоголи подвергаются в животном организме окислению--сгоранию. На этом основании и только на этом основании приписывается этиловому алкоголю значение питательного средства?

Своим самосгоранием, в нашем теле, говорят, алкоголь составляет источник живой силы для организма, замедляет распад белковых веществ, «сберегаетъ», таким образом, телесный материал.

Какая тут кроется чудовищная непоследовательность.

Зачем, спрашивается, приписывают, основываясь на факте сгорания в нашем теле, одному только этиловому алкоголю знаг чение питательного средства? Почему также не поступают тоже с амиловым алкоголем — сивухой, и к тому же с гораздо большим, конечно, основанием, так как сгорание его С и Н атомов представляло бы гораздо обгиинейший источник живой силы, тепловой энергии, следовательно, гораздо больше сберегало бы белковые вещества, следовательно, амиловый алкоголь — сивуха, этот сильно разрушительный яд был бы гораздо лучшее питательное средство, чем этиловый алкоголь (Aethylalcohol=C2H„0); (Amylalc. C6H120) (Sic!).

Вот до какого явного абсурда доводит признание какого-либо вещества питательным на основании лишь- одного того факта, что данное вещество сгорает в нашем организме. Морфий тоже легко сгорает в нашем теле, превращаясь в Oxydimorpbien (Eandsberg), следовательно, морфий представляет собой тоже «питательное» вещество?