Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1198   >>>

  

- 1198— ,

6. Ознакомление прессы с деятельностью отдела было. самое широкое: повестки на заседания, отчеты и т. ии. посылались во все газеты. Пресса оказывала отделу самое деятельное сочувствие; но и это сочувствие прессы не привлекло к деятельности в отделе тех, кого там было мало—женщин.

7. Устройство вечеров, концертов, спектаклей принесло не мало дохода в кассу отдела.

8. Главной, самой крупной отраслью деятельности отдела было устройство Женской столовой. Отдел приобрел территорию, где можно было производить опыты, делать начинания всякого рода. Чистое и изящное помещение для столовой было нанято на Песках около Штиглицовской мануфактуры.

Столовая отдела была воскресным дитятей по удаче. Комитетом Мин. Финансов из сумм попечительства о народной трезвости дано ей три тысячи рублей на устройство, приток пожертвований был значителен и, не затратив почти ни копейки, отдел оборудовал столовую, распланированную по подобию народных берлинских столовых, устроенных Диной Моргфн-штерн. Комитет отдела и коммиссия по ведению столовой с вниманием и любовью обсуждали каждую деталь внутренняго устройства столовой. Коммиссия состояла из 24 дам, которые ежедневно (по 2—3 человека) дежурили в столовой. За доброкачественностью провизии смотрел врача.. Цены на кушанья были крайне дешевые: обед из двух мясных блюд с хлебом стоил всего ИО коп.

Кроме помещения для обедающих и кухни, при столовой были еще комнаты, в которых врачи принимали амбулаторных больных безплатно и лечилн внушением от пьянства (д-ра Студенцов, Кустра, Молчанов). Еще раньше открытия столовой приемы для лечения внушением происходили в помещении О-ва охранения здоровья женщины (принимала женщина-врач Вольтке).

Отдел приложил все старания для широкого распространения сведений о приеме больных-алкоголиков. Были заказаны особые плакаты и вывешены в банях, на фабриках, заводах, на койках, в чайных Спб. общества трезвости, на вокзалах (в казенных винных лавках не было разрешено повесить плакаты); до 2.000 небольших карточек было роздано но рукам женщинам-работницам на фабриках и заводах. Число пациентов не превышало, однако, ИО—12 челов. в прием. При столовой была организована безплатная юридическая консультация но воскресеньям (привяжи, поверенные Р. Вольтке и Я. Л. Хортик).

В столовой были устроены уроки кройки и шитья, — в свободное от обедов время,—для взрослых и для детей отдельно (г-жи Хитрово и А. В. Виноградова).

После январских событий и во все время наступившей затем смуты, деятельность столовой оказалась особенно полезной. Множество безработных получали здесь пищу на средства следующих общественных организаций: городская коммиссия по блоготворительности, демократический союз конституционалистов,

— 1199 —

римско-католическое блоготворительное О-во, союз инженеров. В это время число отпускаемых обедов доходило до 500 в день. Около этого времени отдел получил разрешение допускать в Женскую столовую и мужчин.

Столовая отдела не была чисто-блоготворительным учреждением, как не была и учреждением коммерческим и в конце концов она приносила только дефицит, хотя и не большой, Который пополнялся пожертвованиями, доходами с вечеров и т. п. Число посетителей постоянно колебалось между 30—40 и 120—130 в день; женщины составляли */* числа мужчин и тратили в среднем 7—8 коп. на обед; мужчины-же ИО—12 кои. Безплатно выдавала столовая известное количество обедов ежедневно женщинам, старикам, детям. Отпуском обедов на дом пользовались немногие; ужины не имели почти никакого сбыта. Как предприятие коммерческое, столовая шла очень слабо; это явление мы объясняли себе тем, что столовая никому не давала обедов в кредит, и рабочее население квартала шло туда, где их эксплоатировали, но давали в кредит. Что касается блоготворительности столовой, то окрестное население ею пользовалось охотно. Елки для бедных детей с раздачей рубашек, платьев, шапок, валенок, кружек, гостинцев привлекали толпы детей (до 200); число разговляющихся на Пасху доходило до 400 человек.

С осени 1905 г. деятельность отдела заметно затихла и лишилась многих членов. Оставшиеся члены решили, наряду с работой в столовой, открыть приют для вытрезвляемых женщин, где их лечили-бы и обращали на трудовой путь.

В 1907 г. было получено на этот предмет 5.000 рублей от Мин. Финансов. Особая коммиссия, в работах которой кроме членов отдела принимал участие председатель О-ва гражданских инженеров, гласный Думы, Н. В. Дмитриев,— выработала план и смету такого приюта. Невозможность найти подходящее помещение и малое число наличных сил отдела не позволила возникнуть до сих пор этому учреждению отдела.

Предполагали еще устройство яслей и выдачи молока, на что была собрана незначительная сумма денег.

Прошло 21 /2 года и столовая,отдела оказалась никому ненужной: клиенты ее мало посещали, дамы перестали дежурить. Столовая была закрыта.

В это-же время (1908 г.) перестало действовать О-во охранения здоровья женщины, при котором • состоял отдел. Помещение О-ва, где отдел вел лечение внушением, устраивал вечера, лекции, было закрыто. Бездеятельность О-ва, с которым отдел но уставу своему был связан, парализовала в известной степени деятельность отдела. В 1909 году оказалось, что отдел имеет около 9*/а тысяч денег и всего 40 членов, а работающих силами почти не располагает. Комитет отдела решил возродить отдел, преобразовав его в самостоятельное О-во. Был выработан устав; общее собрание членов отдела