— 1187 — читать он как-бы боится, потому что она является его обличителем. (Письмо из Самарской губ.). Выдвигается в качестве воспитывающого трезвость средства школа. Но отзывы о современной школе плохи. — Существующия в приходе 9 начальных школ мало оказывают влияния на уменьшение пьянства в населении. Церковная проповедь, распространение книг и личные примеры трезвенников также мало достигают желаемых результатов в борьбе с народным пьянством.—(Письмо из Самарской губ.). Случайные несовершенства применяемых средств, совершенных но своей сущности, вызывают иногда печальные по своему пессимизму сообщения. — Школы, проповедь и небольшая библиотечка с брошюрами о вреде пьянства меры паллиативные и очень слабые. (Письмо из Псковской губ.). — „Пи школа, ни проповедь в церкви, ни убеждения трезвого лица заметного влияния на пьянствующих не оказываютъ", пишет священник села Иисьменер (Косгр. губ.). — „Применяемые мной пастырския внушения и проповеди, религиозно-нравствфнные чтения с волшебным фонарем к желаемым результатам не привели: — пьянство остается в силе",—пишет один священник (Гродненской губ.). — Из всех подобных сообщений явствует одно, что всякое средство должно применяться умело и без искажения его дрогоценной сути. Для некоторых средств требуется подготовка почвы (хотя бы для чтений), некоторая приспособленность к местным условиям. Для некоторых требуется известная полнота применения, наивно думать, что кучка трезвенных листков стоимостью в целковый, может излечить норок, взлелеянный тысячелетиями, или что полсотни световых картин остановят пьянство. Спрос па духовную пищу в народе огромен. Нет только соответствующого предложения. Об этом свидетельствуют многия сообщения. Берем случайные из них. — При увеличении грамотности и разумно-ноставленных развлечений пьянство непременно должно пойти на убыль. (Письмо из Ферганской области). Интеллигенция па общ. трезв. смотрит равнодушно и даже отрицательно:—„я пью, но не упиваюсь, а потому вреда в таком питье не вижу."—(Письмо из Чарджуя). — При общей борьбе против пьянства и народ начинает проникаться сознанием вреда пьянства, и у него является любовь к чтению, как средству, отвлекающему от пьянства и пьяных сборищ. К сожалению, книг мало. (Письмо из Архангельск. губ.). Деятели села Ивановского (Казанской губ.) указывают:—„дружная семья, уютный дом и ровный сельскохозяйственный труд при средней состоятельности дают наименьшее число пьяницъ". Это указание ставить перед сельскими пастырями еще задачу: содействовать подъему хозяйственной культуры... | — 1188 — Много, много дела у пастырей-трезвенников. Нужна просвещенная помощь, а ея нет. Интеллигенция равнодушно наблюдает. — „Нет поддержки со стороны местного интеллигентного круга",—жалуется один священник Семиреченской области. — „Есть интерес к просвещению (но книг нет), внимательно слушаются проповеди, словомъ—есть почва для влияния",— пишет один священник Черниговской гѵб. — „Из за игриво-блогодушного взгляда на выпивки многие из интеллигенции и духовенства речи о необходимости борьбы с пьянством нередко сводят на все обессиливающия шутки, вроде:— ,,вино веселит сердце человека", „стомаха ради", „красовулю" и т. д., которые действуют даже хуже насмешекъ".—Так говорят деятели села Ивановского (Казанской губ.). — Учителя школ и прочая сельская интеллигенция стоить как-то особняком (оть борьбы за трезвость), боясь-ли насмешек, не желая-ли уронит свое напускное достоинство или не желая расстаться с охмеляющими напитками. Приходится биться одному, как рыба об лед, что и подрезает нередко крылья до готовности совсем сложит оружие, (с. Ново-ЬИикитино, Оренб. губ.). Равнодушие ценных работников больно отзывается на пастырях, предоставленных одиночеству. Вот что пишет один священник: — „Пьют духовные, начальствующие, почтенные, рассудительные убежденные, старшие и др., одним словомъ—все и без всякой утайки; таким образом борьба одного против всех не может -увенчаться желательным успехом. Очевидно, надлежит бороться энергично, долго, многими средствами и многим лицамъ'.— (Письмо из села Письменер, Костр. губ.). — При добром желании сделать что-либо среди невежественной толпы, один священник в ноле не воин,—пишет деятель-священник из Псковской губ. А с другого конца России положение, что „один в поле не воинъ", иллюстрируется примером. Сврщенник-трозвенник из Казанской губернии сообщает: — Я рад бы душой всех уговорить, да не слушают. Я говорил в церкви, говорю на улице и дома пьяным, а больше всего уговариваю алкоголиков и пока за 8 лет не уговорил ни одного пьяницу. Говоришь:—„если ты не можешь бросить нить водку, то хоть нолечился-бц от запоя в Казани". — „Стану я лечиться",—отвечает:—„а водку-то кто будет пить? Лучше мне эти деньги годятся пропить, чем на них лечиться. А если брошу пить, так кто-же будет казне доход доставлять? Я полезный член казны нашей. Я брошу пить, другой бросит,—а где казна денег найдетъ?". Таковы живые голоса, к которым должны прислушаться все, кто хочет своей деятельностью ответить именно на самые насущные запросы современной нам действительности. |