Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1186   >>>

  

— 1181)—

— Весьма блоготворно действует истовое блогоговейное богослужении, акафисты, а главное — простые братския беседы. (Письмо из Тургаиской области).

Здесь именно характерно указание на „простыя* беседы. Огромное воспитательное значение таких простых бесед пастырей с прихожанами отмечалось не раз, но редко этими указаниями пользовались в интересах дела.

Церковная проповедь—живая, чуждая схоластических форм, близкая народу по содержанию и изложению, согретая внутренним воодушевлением и внешней красотой приемов оратора, производит впечатление потрясающее. Но не всякому дано жечь глоголом сердца людей. Надо сознаться, что даже средний проповеднический талантъ—удел весьма немногих... Вот почему иногда и встречаются такие отзывы о влиянии проповеди:

В проповедях за богослужением хотя и объясняется все зло от пьянства, но оне мало кого убеждают. (Письмо из Казанск. губ.).

Иногда проповедь не действует отчасти и по иной причине.

— Церковные проповеди мало достигают цели, так как пьяницы обычно в храм не ходят. (Сообщение из фабричн. местности Влаимирской губ.).

— Вне церкви из средств религиозного воздействия применяются духовно-нравственные чтения. Успех их также зависит оть личности руководителя, его уменья, такта, внешних средств.

Многое обусловливается и выбором чтебного материала, который должен быть всегда увлекательным. Многое обусловливается, наконец, и общею религиозной настроенностью прихожан. Один священник пишет:

— Одну зиму мной были устраиваемъ! религиозные чтения, но прихожане отнеслись к ним несочувственно; исключительно духовнонравственное чтение мало занимает народ, а если бы чтения были и светския, с пением хора, тогда было-бы дело другое. (Письмо из Самарск. губ.).

Огромное большинство наших корреспондентов ведет и „светския" чтения с картинами, с участием хора. Да, они нравятся народу, эти чтения, но двойственная деревне дикость подчас проявляется и здесь. Вот что сообщают напр.

— На чтения со световыми картинами, которые очень нравятся народу, многие являются иьяными и своим дурным поведением причиняют много неприятностей и заведующему, и чтецам, и публике. (Письмо из Псковской губ.).

Броме чтений могущественным просветительным средством является библиотека. И библиотеки есть почти везде. Справедливость требует сознаться, что по качеству и подбору книг, оне не всегда стоят на должной высоте. Хорошо-подобранные библиотеки пользуются любовью населения. Об отрицательном отношении народа к трезвенной литературе говорит только одно сообщение.

—-.Мужику насильно не навяжешь ту книгу, в которой говорится о вреде их общественной привычки, и такую книгу

— 1187 —

читать он как-бы боится, потому что она является его обличителем. (Письмо из Самарской губ.).

Выдвигается в качестве воспитывающого трезвость средства школа. Но отзывы о современной школе плохи.

— Существующия в приходе 9 начальных школ мало оказывают влияния на уменьшение пьянства в населении. Церковная проповедь, распространение книг и личные примеры трезвенников также мало достигают желаемых результатов в борьбе с народным пьянством.—(Письмо из Самарской губ.).

Случайные несовершенства применяемых средств, совершенных но своей сущности, вызывают иногда печальные по своему пессимизму сообщения.

— Школы, проповедь и небольшая библиотечка с брошюрами о вреде пьянства меры паллиативные и очень слабые. (Письмо из Псковской губ.).

— „Пи школа, ни проповедь в церкви, ни убеждения трезвого лица заметного влияния на пьянствующих не оказываютъ", пишет священник села Иисьменер (Косгр. губ.).

— „Применяемые мной пастырския внушения и проповеди, религиозно-нравствфнные чтения с волшебным фонарем к желаемым результатам не привели: — пьянство остается в силе",—пишет один священник (Гродненской губ.).

— Из всех подобных сообщений явствует одно, что всякое средство должно применяться умело и без искажения его дрогоценной сути. Для некоторых средств требуется подготовка почвы (хотя бы для чтений), некоторая приспособленность к местным условиям.

Для некоторых требуется известная полнота применения, наивно думать, что кучка трезвенных листков стоимостью в целковый, может излечить норок, взлелеянный тысячелетиями, или что полсотни световых картин остановят пьянство.

Спрос па духовную пищу в народе огромен. Нет только соответствующого предложения. Об этом свидетельствуют многия сообщения. Берем случайные из них.

— При увеличении грамотности и разумно-ноставленных развлечений пьянство непременно должно пойти на убыль. (Письмо из Ферганской области).

Интеллигенция па общ. трезв. смотрит равнодушно и даже отрицательно:—„я пью, но не упиваюсь, а потому вреда в таком питье не вижу."—(Письмо из Чарджуя).

— При общей борьбе против пьянства и народ начинает проникаться сознанием вреда пьянства, и у него является любовь к чтению, как средству, отвлекающему от пьянства и пьяных сборищ. К сожалению, книг мало. (Письмо из Архангельск. губ.).

Деятели села Ивановского (Казанской губ.) указывают:—„дружная семья, уютный дом и ровный сельскохозяйственный труд при средней состоятельности дают наименьшее число пьяницъ".

Это указание ставить перед сельскими пастырями еще задачу: содействовать подъему хозяйственной культуры...