Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1188   >>>

  

— 1188 —

Много, много дела у пастырей-трезвенников. Нужна просвещенная помощь, а ея нет. Интеллигенция равнодушно наблюдает.

— „Нет поддержки со стороны местного интеллигентного круга",—жалуется один священник Семиреченской области.

— „Есть интерес к просвещению (но книг нет), внимательно слушаются проповеди, словомъ—есть почва для влияния",— пишет один священник Черниговской гѵб.

— „Из за игриво-блогодушного взгляда на выпивки многие из интеллигенции и духовенства речи о необходимости борьбы с пьянством нередко сводят на все обессиливающия шутки, вроде:— ,,вино веселит сердце человека", „стомаха ради", „красовулю" и т. д., которые действуют даже хуже насмешекъ".—Так говорят деятели села Ивановского (Казанской губ.).

— Учителя школ и прочая сельская интеллигенция стоить как-то особняком (оть борьбы за трезвость), боясь-ли насмешек, не желая-ли уронит свое напускное достоинство или не желая расстаться с охмеляющими напитками. Приходится биться одному, как рыба об лед, что и подрезает нередко крылья до готовности совсем сложит оружие, (с. Ново-ЬИикитино, Оренб. губ.).

Равнодушие ценных работников больно отзывается на пастырях, предоставленных одиночеству.

Вот что пишет один священник:

— „Пьют духовные, начальствующие, почтенные, рассудительные убежденные, старшие и др., одним словомъ—все и без всякой утайки; таким образом борьба одного против всех не может -увенчаться желательным успехом. Очевидно, надлежит бороться энергично, долго, многими средствами и многим лицамъ'.— (Письмо из села Письменер, Костр. губ.).

— При добром желании сделать что-либо среди невежественной толпы, один священник в ноле не воин,—пишет деятель-священник из Псковской губ.

А с другого конца России положение, что „один в поле не воинъ", иллюстрируется примером.

Сврщенник-трозвенник из Казанской губернии сообщает:

— Я рад бы душой всех уговорить, да не слушают. Я говорил в церкви, говорю на улице и дома пьяным, а больше всего уговариваю алкоголиков и пока за 8 лет не уговорил ни одного пьяницу.

Говоришь:—„если ты не можешь бросить нить водку, то хоть нолечился-бц от запоя в Казани".

— „Стану я лечиться",—отвечает:—„а водку-то кто будет пить? Лучше мне эти деньги годятся пропить, чем на них лечиться. А если брошу пить, так кто-же будет казне доход доставлять? Я полезный член казны нашей. Я брошу пить, другой бросит,—а где казна денег найдетъ?".

Таковы живые голоса, к которым должны прислушаться все, кто хочет своей деятельностью ответить именно на самые насущные запросы современной нам действительности.

Доклад Е. К. Гревингк.

Цель и действия группы женщин-поборниц трезвости в г. Риге.

Высокоуважаемое Собрание!

Сердечно приветствую многочисленное общество, среди которого есть и много с нами единомыслящих, и вместе с тем изъявляю сожаление, что не владею лучше русским языком. Одна-кож идеи, соединяющия людей .и пробивающия себе дорогу вне пространства и времени, важнее знания местного языка. Великий царь Петр был таким поборником прогресса, высших достояний культурной жизни. Если бы он сегодня, через двести лет, вернулся в свой Петербург, поставленный им окном для того, чтобы оттуда освещалось его большое, могущественное государство, он порадовался бы ири виде храбрых мужчин и женщин, сознавших Первый Всероссийский Конгресс борьбы с пьянством, чтобы, освободить страну от гибельной власти алкоголя.

Но женщины составляют большую половину народного населения. Во всех странах и слоях общества, оне прежде всего,— матери более всего, страдают от гипнотизирующого, вырожда-ющого влияния алкоголя, и как женщина я стой перед Вами, я призываю своих русских сестер для общой по Божьей воле борьбы с тем могущественным врогом народа за высшия достояния семейной и народной жизни.—Сила его, видно; велика, что мы здесь собрались со всех концов государства для борьбы с ним и для защиты против него здоровья, сил и материального блогосостаяиия народа.

Он наполняет своими жертвами больницы, дома умалишенных и тюрьмы.

Вы спросите, что мы, женщины Прибалтийских губерний, сделали против этого?

Интерес к борьбе с пьянством пробудился несколько лет тому назад в Прибалтийском крае особенно в Риге. И женщины сознали, что борьба с пьянством есть священнейший долг каждой женщины. В виду этого группа женщин, членов бщества попечения о народном благе, выделилась в особый Союз женщин-поборниц трезвости. Оне обратились к жен-