Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1171   >>>

  

— 1171 —

Пример этого общества заслуживает самого широкого подражания.

Из других широкую деятельность проявляют общества трезвости в Старой Руссе и Новгороде. Между прочим ими устраиваются для членов поездки и походы на богомолья.

В Псковской губернии действует несколько обществ трезвости. Есть одно в г. Пскове и в пригородном погосте Любя-тово. Широко культурной работой выделяется общество трезвости в г. Острове, устраивающее чтения, концерты, вечера. Интересным в отношении руководящого принципа является общество трезвости в с. Дубне, Торонецкого уезда: — лица, не пьющия водки вовсе или пьющия мало, в число членов не принимаются, общество исключительно' поддерживает слабых и невоздержных.

Подробных сообщений о результатах трезвенной работы нет.

Центральные губернии.

По Московской губернии отмечено до ИО обществ трезвости. Особой широкой деятельностью выделяется 1-е Московское общество трезвости, руководимое известным нашим деятелем трезвости доктором А. М. Коровищам. Общество это распространяет свое влияние и на провинцию. Сельския и фабричные общества какими либо яркими особенностями не отличаются.

Но Ярославской губернии отмечено. 23 общества. Некоторые из них имеют значительное количество членов. В некоторых практикуется обязательность незначительного членского взноса (25 кои. в полугодие). Общество села Пестова ввело членские жетоны и издало листок с призывом к трезвости. В с. Ры-жикове общество имеет чайную, читальню. В с. Богородском-Болыном при обществе есть библиотека, ведутся беседы, чтения, организована раздача трезвенной литературы, есть выдача пособий нуждающимся чеиам.

В общем дело трезвости но губернии ведется широко и, невидимому, крепнет.

По Владимирской губернии имеются сведения только о 6 общ. трезвости. Наиболее выдающимся является Свято-Никольское в с. Орехове, 'основанное протоиереем о. Василием Рождественским (родителем йезабвенного отца Александра). При обществе библиотека в 3.000 том., чтения, беседы, хор в 200 человек.

Во всех остальных Обществах также идет широкая просветительная работа. Библиотеки, народные чтения, разумные развлечения, раздача трезвенной литературы.

В Орловской губернии борьба за трезвосгь ведется и отдельными представителями духовенства, и обществами трезвости (о последних имеется 7 указаний). Приемы борьбы обычные:—церковная проповедь, раздача трезвенной литературы, устройство библиотек и народных чтений с хоровым пением. В г. Лив-

— 1172 —

нах общеградское пастырское собрание поднимало вопрос о планомерной борьбе с пьянством и решило при каждой церкви организовать общество трезвости.

Деятельность обществ, повидимому, достигает цели. Имеется, между прочим сообщение, свидетельствующее об этом. Священник села Творишич пишет:

При открытии общества был великий соблазн и многие пророчили полный провал ему, так как 26 ноября в селе храмовой праздник во имя Георгия Победоносца и крестьяне поголовно,— мужчины, женщины и дети,—в это время всегда бывали ииьяны. Но при помощи своего небесного покровителя, молодое общество выдержало стойко первый и самый трудный натиск, так что теперь, спустя два года, облегченно можно сказать: слава Богу!

Заслуживают особого внимания частичные попытки борьбы с народным обычаем силой личного примера и пастырского авто ритега. Вот что пишет один священник:

— От всех водочных угощений и приношений я совершенно отказался. Бывая с молебным пением в домах крестьян запретил угощение водкой и винами; когда-же приглашаю к себе работать на помочь (непременно в будний рабочий день), угощаю крестьян обедом и, вместо водки, чаем. Первое время они к моему новшеству относились весьма недоверчиво, но видя, что я не поддаюсь ни на уговоры, ни на просьбы, а держусь твердо, и к пьющим и желающим нить показываю открыто пред всеми полное отвращение и даже запрещаю у себя работать, отчего особенно страдает самолюбие крестьян друг перед другом, что мол батюшка и на работы не принимает, сделали свое дело: мысль о трезвости постепенно начала прививаться в сознании крестьян.

Имеются любопытные указания на борьбу с пьянством путем общественных приговоров.

Из села Воронец пишут:

— Составлены были приговоры, утвержденные земским начальником, запрещающие тайную продажу водки и карающие виновных взысканием с них от 3 до 50 рублей (сообразуясь с имущественным цензом виновных). Если-же это средство, дважды примененное, не поможет,—тогда ходатайствовать пред кем следует о выселении виновных во исполнение слов Св. писания: „измите злато оть вас самихъ".

К чему привели такие приговоры,—указаний нет. Но в другом сообщении (из Орловского уезда) встречается характерная отметка:

— Меры, предпринятые было против пьянства самим обществом, вроде приговоров, не привели ни к чему, так как инициаторам приходилось после не только слышать угрозы оть пьяниц, но и испытать выполнение их. Не поддерживаемые полициею инициаторы опускали руки и отказывались от своего дела.

Вь Пензенской губ. 4 общества трезвости. Возникают они не только блогодаря священникам, но и по почину самих