Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1172   >>>

  

— 1172 —

нах общеградское пастырское собрание поднимало вопрос о планомерной борьбе с пьянством и решило при каждой церкви организовать общество трезвости.

Деятельность обществ, повидимому, достигает цели. Имеется, между прочим сообщение, свидетельствующее об этом. Священник села Творишич пишет:

При открытии общества был великий соблазн и многие пророчили полный провал ему, так как 26 ноября в селе храмовой праздник во имя Георгия Победоносца и крестьяне поголовно,— мужчины, женщины и дети,—в это время всегда бывали ииьяны. Но при помощи своего небесного покровителя, молодое общество выдержало стойко первый и самый трудный натиск, так что теперь, спустя два года, облегченно можно сказать: слава Богу!

Заслуживают особого внимания частичные попытки борьбы с народным обычаем силой личного примера и пастырского авто ритега. Вот что пишет один священник:

— От всех водочных угощений и приношений я совершенно отказался. Бывая с молебным пением в домах крестьян запретил угощение водкой и винами; когда-же приглашаю к себе работать на помочь (непременно в будний рабочий день), угощаю крестьян обедом и, вместо водки, чаем. Первое время они к моему новшеству относились весьма недоверчиво, но видя, что я не поддаюсь ни на уговоры, ни на просьбы, а держусь твердо, и к пьющим и желающим нить показываю открыто пред всеми полное отвращение и даже запрещаю у себя работать, отчего особенно страдает самолюбие крестьян друг перед другом, что мол батюшка и на работы не принимает, сделали свое дело: мысль о трезвости постепенно начала прививаться в сознании крестьян.

Имеются любопытные указания на борьбу с пьянством путем общественных приговоров.

Из села Воронец пишут:

— Составлены были приговоры, утвержденные земским начальником, запрещающие тайную продажу водки и карающие виновных взысканием с них от 3 до 50 рублей (сообразуясь с имущественным цензом виновных). Если-же это средство, дважды примененное, не поможет,—тогда ходатайствовать пред кем следует о выселении виновных во исполнение слов Св. писания: „измите злато оть вас самихъ".

К чему привели такие приговоры,—указаний нет. Но в другом сообщении (из Орловского уезда) встречается характерная отметка:

— Меры, предпринятые было против пьянства самим обществом, вроде приговоров, не привели ни к чему, так как инициаторам приходилось после не только слышать угрозы оть пьяниц, но и испытать выполнение их. Не поддерживаемые полициею инициаторы опускали руки и отказывались от своего дела.

Вь Пензенской губ. 4 общества трезвости. Возникают они не только блогодаря священникам, но и по почину самих

— 1173 —

крестьян, увлеченных трезвенной проповедью. Один священник Инсарского у. пишет:

— Четыре года веду беседы против пьянства и только в 1908 г. ко мне на дом явилось несколько человек прихожан с просьбой — нельзя-ли открыть общество трезвости. Это была одна из счастливых минуть моего пастырского служение.

В некоторых обществах встречаются случаи „тайной“ записи во избежание глумления со стороны пьянствующих соседей.

Средства культурной работы общепринятые. Сверх того некоторые священники ведут пропоганду трезвости в школе; в зданиях школы, церковной сторожки и волостного правления вывешиваются картины и листки трезвенного содержания.

По Калужской губ. отмечено 7 обществ трезвости. Некоторые имеют значительное количество членов (напр. Алферьев-ское—800).

По Тульской губ.—одно Дедиловское. Имеет чайную в собственном помещении, библиотеку, читальню.

По Рязанской губ. — 6. Один из выдающихся деятелей губернии священник Вышатин был клеветнически обвинен, блогодаря воздействию темных сил, которым претила его трезвенная работа, в государственном преступлении. К радости всех русских деятелей трезвости почтенный пастырь оправдан судом.

По Воронежской губернии отмечено 3 общества, при которых организованы библиотеки, чтения, раздача литературы и блоготворительная помощь.

По Тамбовской губернии отмечено 2 общества. По Курской—3.

Поволжьф.

Из Тверской губернии имеются сообщения о 13 общ. трезвости. В значительной части их кипит широкая работа. Власьфвскоф общество в Твери имеет свой детский приют. Вышневолоцкое имеет институт выборных (по образцу нашего Александро-Невского), библиотеку-читальню, уличные библиотеви-витрины, народные чтения, книжную торговлю; организована медицинская помощь членам; введено общенародное церковное пение, бывают паломничества.

В с. Романове при обществе имеется библиотека, чтения и устраиваются концерты. В с. Коротове устраиваются трезвенные беседы членов с пением; . есть граммофон. Руководитель общества в с. Хлепне практикует поездки по приходу для „уличныхъ" чтений. Явится в деревню, сядет где нибудь на заваленку, читает и беседует с собравшимся народом.

В общем — дело трезвенной борьбы в Тверской губернии сильно растет.

Из Костромской губернии имеются сведения о 16 обществах