Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1169   >>>

  

— 1169 —

закон исходил от Высшей Силы, on. сферы сверхчеловеческого разумения. Тогда только он императивом. Без Бога—же что жизнь, что истина что счастье! что красота и что добро. Приятные слова... как зонтик оть ненастья спасают нас они, когда в душе серо.

Это понимал наш народ. Его мораль, устойчивая и высокая, художественно отраженная на многих страницах наших великих писателей, — она исходила от Высшого Разума, от Бога, от Великого Учителя—Христа.

Стала расшатываться народная вера, и вместе с верой зашаталась нравственность. Не станем касаться причин этого шатания. Упомянем лишь об одной, особенно больной и печальной—об искусственном разрушении здания народной веры. Есть люди, которые, утеряв свой руль в море' житейском, ослепли для религии, и слепоту свой они деспотически навязывают другим. Фиктивно исповедуя свободу убеждения, они при случае давят на разум народа и угашают в нем свет веры... Больно говорить об этом...

Народ безусловно перестанет пить, когда нравственность его окрепнет. А нравственность окрепнет тогда, когда сильна будет вера. Без воздействия религии борьба с пьянством невозможна.

Это сознают пастыри нашей церкви и вот почему они первые и но времени, и но числу ринулись в борьбу со смертельным врогом русского народа—пьянством. Им первым, как хранителям веры, и надлежало идти в бой, ибо пьянство — это яркий и ужасающий признак того, что народная душа загнила, что народная вера погасает... „Зароился народъ“ (Достоевский).

В наше время на низах, в народе, в глуши сел и деревень за народную трезвость борются только священники. О других борцах за трезвость не слышно. Мы давно следим за трезвенной борьбой в провинции. Да. Еще лет пять тому наза работали там отдельные личности не из духовенства, — учителя, доктора, рабочие... Ураган последних лет снес их куда-то. И теперь на трезвенном посту остались только священники, а новые свежия силы еще не подошли...

Сообщения наших корреспондентов дають отчетливую картину работы на местах с ея радостями и печалями, с ея достоинствами и недостатками, со всем тем, без чего не обходится живое дело.

Предлагаем конспективный обзор этой борьбы.

В северных губерниях, за исключением Архангельской, борьба идет слабо. В Архангельской губ. отмечено 6 обществ трезвости. Из них Емецкое в Холмогорском уезде, основанное в 1895 г., проявляло широкую деятельность. Имелись чайная, библиотека-читальня, народные чтения, музыкальные и певческие вечера, распространялась трезвенная литература. Широко работало общество трезвости в самом г. Архангельске: имелись

2 чайные, 2 библиотеки-читальни, велись чтения (с пением и музыкой). Емецкое общество теперь в упадке.

— 1170 —

Из этой же губернии имеется сообщение железнодорожного священника, передающого прямо таки невероятные факты. Что бы влиять на приход, сойтись с пил, развить блоготворительную и трезвенную деятельность, священник задумал сорганизовать приходский совет. Железнодорожное начальство не разрешило. Напрасно священник отстаивал в переписке свой пастырскую точку зрения. Наконец, он все же собрал в церкви собрание, выборы прошли, были утверждены епархиальным начальством, но железнодорожное начальство не позволило служащим принять на себя обязанности по обицеприходскому делу.

Из Олонецкой губернии имеется сообщение об одном лишь недавно основанном обществе трезвости.

В Вологодской губернии о борьбе за трезвость не слышно вовсе.

Приозерный край.

,В Петербургской губернии имеется значительное число трезвенных организаций, являющихся либо самостоятельными единицами, либо отделениями крупных обществ, например нашего Александро-Невского. Значительное число мелких приходских обществ (безустанных) имеется в Новоладожском уезде. Открываются общества но Луженому уезду. Деятельно работает в Гдовском уезде Скамейское общество (наше отделение). О других общеизвестных крупных организациях, работающих в столице и около нея, упоминать пока не будем. Борьба в столице ведется широкая и блогодетельно отражается на провинции. Некоторые указания на это отражение можно найти в сообщениях корреспондентов, отрывки из которых приводились ранее. Заметим только, что целый ряд обществ трезвости в провинции обязан обоим возникновением членам Александро-Невского общества трезвости, возвратившимся из столицы на родину.

Из Новгородской губернии имеются материалы, указания и сообщения о 12 обществах трезвости. Но трезвенных организаций здесь значительно больше.

Особого внимания заслуживает деятельность Марьинского общества трезвости. Возникло оно в 1902 году. Предполагалось дать обществу особую организацию на церковных началах, но с введением в круг действий отделений кооперативных. Но епархиальная власть отказала в утверждении устава, так как „общественные лавки и ссудные кассы имеют чисто-коммерческий характер и целям братства не соответствуютъ". Общество перешло в ведение Министерства Внутренних Дел, но обязательным председателем совета и общих собраний состоит священник местной церкви. При обществе имеется чайная (число посетителей в году С.425 чел.) и читальня. Имеется истребительная лавка в собственном особом здании; делами ея заведует особая торговая коммисил; годовой оборот выразился в сумме 11.000 рублей.