Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1163   >>>

  

— 1163 —

В дополнение вот что пишет нам корреспонденция.

—чРусский народ не потому так растворился в вине, что постиг его превосходство над всеми прочими радостями человеческой жизни, а потому лишь, что не знает и не имеет лучшого, ему понятного, ему доступного удовольствия. Мне думалось: если-бы дать народу настоящий духовный хлеб, который-бы его духовно насытил, который захватил-бы самое его сердце, самую душу, то исчез-бы из жизни народной и самый призрак алкоголя. (Письмо из Черниговской губ.).

Затем огромную, почти решающую роль в развитии пьянства играет народное невежество, доходящее до крайних пределов дикости, некультурность, моральное обнищание.

У нас недавно велись совершенно безплодные споры о том, что влияет на развитие пьянства—урожай или недород. Ответы наших корреспондентов напоминают этот спор.

Одни из них ипйпут:

— С обнищанием, с голодовками пьянство сильно повышается (письмо из Самарской губ.).

— Хорошей ночвой для пьянства служат часто случающиеся нсдороды хлеба и вообще бедность; у бедняка не хватает хлеба и он должен просить взаймы у состоятельного жителя, а тот не дает, если его не угостить. (Письмо из Пензенской губ.).

— В нашей местности три последних года—полный неурожай хлеба, так что народ получает продовольствие от правительства на прокормление себя и на обсеменсние полей, но и при таких условиях пьянство не понижается, но ежегодно растет все больше и больше. (Письмо из Самарской губ).

Другие утверждают:

— „Употребление спиртных напитков вообще прогрессирует, а пьют больше в урожайные годы".—(Письмо из Гродненской губернии).

— В урожайные годы, особенно при высокой цене на сельскохозяйственные продукты, пьянство в народе увеличивается, в годы-же неурожайные — уменьшается. (Письмо из Самарской губернии).

Даже из одного места, да идут не одне вести.

— „Нынче в нашем краю,—пишут деятели села Ивановского (Казанской губ.)—был очень хороший урожай хлебов, и было меньше свадеб и пьянства в престольные праздники, гораздо реже напивались врфстьяне во время поездок в город Казань, чем в последние три года (1905—1907)—неурожайные года, когда пьянство носило прямо-таки эпидемический характер: проливалось возами полученное продовольствие"...

А из соседних приходов той-же самой губернии и уезда сообщается нечто прямо противоположное.

— По случаю хорошого урожая в настоящий свадебный сезон наблюдается настоящее вавилонское смешение языков. Деревня стоном стонет от пьяного разгула, и никто не в силах устоять против ужасающей стремительности безшабашного про-

— 1164 —

нойства; тут „хоть не любо да смейся", не на что купить водки, да покупай; не можешь нить, да пей; не хочешь петь, да пой и пляши, чтобы хозяина не безчестить; вот мол как неистово ноем и пляшем, значит премного довольны угощением; а иначе, как всякого нарушителя принятого обычая засмеют, осудят, и рассердятся родственники.

(Заявление 4-х казанских священников).

Из сообщений наших корреспондентов ясен один вывод:—народ пьет при неурожае так-же, как при урожае. Иначе говоря—урожай и неурожай, т. ф. повышение или понижение материального блогосостояния, никакой роли в развитии народного пьянства не играют, а если и имеют иногда к этому развитию какое-либо касательство, то самое отдаленное.

Неурожай, голодовки, нищета—безусловно оказывают свое влияние на народ. Но не одинаковое. Иных это влияние побуждает искать выхода к лучшему, пробуждает энергию, изобретательность. Есть примеръ—латыши, эсты, евреи... Их гнели или гнетут горшия беды, но они искали и ищут выхода не в водке, а в труде, в стремлении к свету, к культуре... Других толкает в кабак. Именно нашего крестьянина темного, дикого, утерявшого все свои надежды на светлое будущее, не понимающого ни задач этого будущого, ни запросов современности, ни своей моральной нищеты.

Следовательно не урожай или недород развивают пьянство, а дикость, непросвещенность народа, который не умеет воспользоваться для добрых целей урожаем и вынести урок для улучшения своей участи изъ'недорода.

Грамотность, прикосновенность к культуре, создает иное отношение народа к урожаю и недороду.

— „В 1871 году",—пишет один священник с Волыни,— „я застал в приходе только трех хозяев, пользовавшихся вполне урожаем из своих полей, из своих грунтов; осталь-ные-же, хотя и обработывали свои поля, но отдавали половину собранного хлеба озимой, ярового и сена заимодавцам. Доведенный до крайней нищеты с горя и отчаяния народ пил без различия пола и возраста, стар и мал, почти безпробудно, чему блогоприятствовала вольная продажа вина, сосредоточенная в руках шинкарей, которые на 40 домохозяев открыли 3 питейных заведения".

Прослужив в одном приходе 40 лет, священник этот в конце письма безпристрастно отмечает, что пьянство падает, что молодое поколение живет лучше стариков, что не заметно в нем отчаяния, что все это произошло блогодаря грамотности и просветительным средствам воздействия.

Говоря о старом пьянстве своих прихожан почтенный во-лынский корреспондент намекает на одну из причин пьянства—на отсутствие самопомощи в народной среде. Ярче этот намек выражен в сообщении одного пензенского священника.

— Народонаселение в огромном большинстве считает ньян-