Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1164   >>>

  

— 1164 —

нойства; тут „хоть не любо да смейся", не на что купить водки, да покупай; не можешь нить, да пей; не хочешь петь, да пой и пляши, чтобы хозяина не безчестить; вот мол как неистово ноем и пляшем, значит премного довольны угощением; а иначе, как всякого нарушителя принятого обычая засмеют, осудят, и рассердятся родственники.

(Заявление 4-х казанских священников).

Из сообщений наших корреспондентов ясен один вывод:—народ пьет при неурожае так-же, как при урожае. Иначе говоря—урожай и неурожай, т. ф. повышение или понижение материального блогосостояния, никакой роли в развитии народного пьянства не играют, а если и имеют иногда к этому развитию какое-либо касательство, то самое отдаленное.

Неурожай, голодовки, нищета—безусловно оказывают свое влияние на народ. Но не одинаковое. Иных это влияние побуждает искать выхода к лучшему, пробуждает энергию, изобретательность. Есть примеръ—латыши, эсты, евреи... Их гнели или гнетут горшия беды, но они искали и ищут выхода не в водке, а в труде, в стремлении к свету, к культуре... Других толкает в кабак. Именно нашего крестьянина темного, дикого, утерявшого все свои надежды на светлое будущее, не понимающого ни задач этого будущого, ни запросов современности, ни своей моральной нищеты.

Следовательно не урожай или недород развивают пьянство, а дикость, непросвещенность народа, который не умеет воспользоваться для добрых целей урожаем и вынести урок для улучшения своей участи изъ'недорода.

Грамотность, прикосновенность к культуре, создает иное отношение народа к урожаю и недороду.

— „В 1871 году",—пишет один священник с Волыни,— „я застал в приходе только трех хозяев, пользовавшихся вполне урожаем из своих полей, из своих грунтов; осталь-ные-же, хотя и обработывали свои поля, но отдавали половину собранного хлеба озимой, ярового и сена заимодавцам. Доведенный до крайней нищеты с горя и отчаяния народ пил без различия пола и возраста, стар и мал, почти безпробудно, чему блогоприятствовала вольная продажа вина, сосредоточенная в руках шинкарей, которые на 40 домохозяев открыли 3 питейных заведения".

Прослужив в одном приходе 40 лет, священник этот в конце письма безпристрастно отмечает, что пьянство падает, что молодое поколение живет лучше стариков, что не заметно в нем отчаяния, что все это произошло блогодаря грамотности и просветительным средствам воздействия.

Говоря о старом пьянстве своих прихожан почтенный во-лынский корреспондент намекает на одну из причин пьянства—на отсутствие самопомощи в народной среде. Ярче этот намек выражен в сообщении одного пензенского священника.

— Народонаселение в огромном большинстве считает ньян-

— 1165 —

ство большим злом в своей крестьянской жизни, но необходимым, как средство для развлечения праздничного, средства добыть место, работу и денег вдолг:—„не угостишь нужного человека и ничего не получишь*1.

Целый ряд писем вскользь свидетельствует, что обычное кредитование крестьян у мироедов ведет за собой обязательное водочное угощение.

И в этом явлении резко сказывается некультурность народа, незнакомого с легкими формами кредита (хотя-бы в виде кредитных товариществ), с кооперативами, с такими типами общественной самопомощи, которые делают жизнь народа и легко переносимой, и богатой надеждами... Везде и всюду виной некультурность и дикость.

О губительном влиянии невежества, о насущной необходимости просвещения, о несоответствии школ запросам современности, говорят решительно все наши корреспонденты.

— Неблогоприятными обстоятельствами для распространения трезвости в народе являются общественные попойки, ярмарки, а главное — народная темнота при недостаточном количесчве школ. (Письмо из Порковского у. Псковской губ.).

— „Школа11, — отмечает один священник Черниговской губернии, — „поставлена дурно; мало забот о ней со стороны земства, а также и общества; это—неблогоприятное обстоятельство для распространения трезвости11.

— ИИеблогонриятнные обстоятельства: при семитысячном населении школьных зданий только два и те неудовлетворительны— тесны, весьма малое количество учащихся девочек, чтение книг неразвито.—(Письмо из Оренбурской губ.).

— К неблогоприятным условиям нужно отнести—отсутствие читален, библиотек и голодовки. (Письмо из Псковской губ.).

— Главная нужда при борьбе с пьянством это открытие возможно большого количества школ. (Письмо из Псковской губ.).

Но одного, формального так сказать, просвещении мало. Необходимо воспитать моральные принципы в народе.

Один священник Сыр-Дарьинской области так подчеркивает эту необходимость.

— „То явление, что крестьянин мирится со своею бедностью, с темнотой и мирится охотно, это явление подсказывает, что и борьба с народным пьянством до тех пор будет безрезультатна, пока не найдутся средства зараждать в сердце человека стремления к бфзусловно-полезному и прекрасному. Примеры из жизни, что пьют и богатые, и бедные, ученые и безграмотные, взрослые и малолетние, мужчины и женщины, пьют с орденами на. груди, пьют и проходимцы,—эти примеры показывают, что пьянство развивается не оть недостатка средств матеральных или образовательных (доктора то же пьют), а от недостатка средств воспитательных11...

Особенно ярко сказывается моральное убожество народа в его общественной жизни, в самоуправлении.