Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1161   >>>

  

— 1161 —

Вот, например, жалуется один священник.

„Развитию винопития способствуют тайные держатели водки из евреев и крестьян. Неоднократные обличения их в проповеди делают только то, что они стараются скрыть от глаза священника свое занятие, фальшивя совестью перед ним, утверждая, что у него нет продажи водки, а свои своих покрывают и защищают в таких выражениях:—„он сам не делает водки, но тую-жф, что в лавках, продает; если можно кому другому за жалованье продавать, то можно всякому".— Никакия убеждения не заставят их отказаться от своих взглядовъ".—(м. Купель, Волынск. губ.).

Но встречаются и счастливые исключения.

Под влиянием общества трезвости, созданного и руководимого священником в с. Творишичах Орловск. губ., тайная продажа вина совершенно прекратилась.

Один священник Пензенской губ. также достиг того, что в его приходе некоторые шинкарки бросили тайную продажу и раскаиваются в ней на исповеди.

Из Пермской губернии пишут:

Население, блогодаря обществу трезвости, начинает бороться с тайной продажею вина, — составляет приговоры о закрытии шинков и объявляет выговоры самим продавцам, вследствие чего количество тайных лавок уменьшилось. (Письмо из Пермской губ.).

Само собой понятно, что такая борьба духовенства с шинками в общем к желанным результатам привести не может. Нужно нечто другое, на что указывают провинциальные трезвенники.

Священник Курейского прихода (Арх. губ.) передает мнение членов своего общества трезвости:

—„Если-бы правительство строже наказывало за тайную продажу и при том било-бы продавцов по карману штрафами, а не стращало-бы высидкой по тюрьмам, тогда шинки скоро исчезли-бы“.—

Справедливость требует отметить, что в тех местах, где еще не введена винная монополия, где кабак является доходной статьею сельского общества, администрация вовсе не так немощна в борьбе с шинками, чем там, где работают винные лавки. Вот, напр., что пишут из далекой Семиреченской области.

Местная администрация строго следить, чтобы не было тайной продажи; с распространением последней был бы подорван интерес целого общества, которое, содержа ренсковой погреб на свои средства, извлекает из сего пользу. (Письмо из Покровской станицы, Семиреченской обл.).

Совершенно особняком от использованных нами сообщении стоять два мнения, выраженные священниками с берегов Волги.

По моему убеждению, основанному на многолетних наблюдениях, — пишет один священник Самарской губ., — тайная продажа не мешает отрезвлению народа. Эта продажа

-1162 —

„тайная" только на бумаге, на деле-же она в деревнях для всех „явная".

Другой пишет:

Тайная продажа водки есть в каждом селении, но это не способствует ни к превращению, ни к развитию пьянства. (Письмо из Казанской губ.).

Насколько нравы эти наши почтенные корреспонденты, судить не беремся. Нам кажется только, что они не приняли к учету психических особенностей, присущих слабовольному потребителю водки, для которого, теоретически рассуждая, шинок является объектом неодолимого соблазна...

Из приведенных нами выписок явствует у. что шинки, являясь гнездами пьянства, азартных игр и распутства, оказы-. вают сильное влияние на антиморальное разложение деревни.

Принимая в уплату за вино предметы насущной необходимости, шинки безусловно ведут к обнищанию деревни.

Являясь предложением на местный спрос, шинки достигают невероятного развития на почве аажды легкого заработка, попустительства властей, поощрительного отношения акцизного ведомства к наиболее энергичным продавцам казенной водки и, наконец, запуганности населения.

Борьба с шинками, проводимая духовенством, в виду ограниченности и несоответствия средств воздействия, редко бывает успешной.

Необходимо, что бы с шинками боролось правительство.

Борьба эта может стать успешной только в том случае, когда низшие агенты власти, находящиеся в непосредственном соприкосновении с народом, будут настолько трезвы, что устоят против соблазнов винопития, и настолько морально развиты, что устоят против соблазна взятки.

Для полного уничтожения шинков следует передать продажу вина в руки общественных единиц:—материально заинтересованное в продаже питей общество не допустит нарушения своих прав частными лицами.

Временно-же, до выработки новых уставов по питейному делу, ни в коем случае не следует поощрять сидельцев винных лавок ни прибавками, ни наградами за энергичную распродажу водки. Необходимо установит для них единообразный размер вознаграждения—и это положит, наконец, предел сидельческим рекордам.

Наконец — необходимо отвлечь женщин оть шинкарства в сторону хозяйственных материально выгодных работ. Это возможно сделать единственным путем — солидной постановкой сельскохозяйственного и профессионального низшого женского образования.—

Среди условий третьяго рода первфнствующее место занимает влияние настроения последних лет.—Пала трудовая энергия народа.—Петь творческого одушевления, идет разложение души народной.