Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1156   >>>

  

— 1156 —

В силу подобных убеждений многие пытаются закрывать казенные винные лавки, но—увы.—закрытие это вместо изжитого зла приносит новое, более горькое.

Священник Курейского прихода (Архангельской губернии) пишет:

„Мое заветное желание закрыть в приходе казенку, но многие из членов — и, пожалуй, но без основания, считают эту меру борьбы слишком крутой и недостигающею своей цели. Если в настоящее время есть много хорошо торгующих шинков (когда бывает закрыта казенка), то при уничтожении ея число их, конечно, увеличится в несколько раз и, вместо пользы, будет двойной вред: купля и продажа „строго запрещенного" на глазах у всех. В виду этого, мне кажется, казенку нужно только тогда закрывать, если сами крестьяне,—большинство,—согласятся приговором не допускать в своем обществе или приходе тайной продажи вина".

Тайная продажа водки, по единогласному заявлению наших корреспондентов, является вопиющим злом современной деревни, сильно противодействующим всякой трезвенной борьбе. Со всех сторон Руси несется общий вопль жалобы на шинки.

Вот что пишут нам:

„В каждом селении имеется несколько шинкарей; торгуют открыто, как прежние кабаки,—тут и распутство, и карточные игры, и другия увеселения; сюда несется на вино все, что имеется в домах: хлеб, одежда и разная утварь; виноторговец всем берет. Приедет мужик с базара в подпитии, на другой день идет онохмеляться, за отсутствием денег несет что попало под руку; придет с работы,—тоже идет к виноторговцу выпить с устатка". (Сообщение из Костромской губ.).

„В каждой деревне есть кабачок (шинок, или, но местному выражению, „щенокъ"), где можно не только купить „живительную влагу", но и выпить тут-же. (Письмо из Архангельской губернии").

„Пьянство среди населения, особенно среди молодежи, начинает развиваться, блогодаря безпатентной продаже водки. Горе великое есть эта продажа, и блогословен тот день, с которого будут приниматься решительные меры к искоренению сего зла". (Письмо из Касимовского у., Рязан. губ.).

А как влияют шинки на деревенскую- молодежь? На это имеется ответ одного священника, весьма определенный. Он пишет:

„Самое большое зло в моем приходе это—частная торговля водкой; ею развращается даже молодое поколение, подростки, начиная от 15 лет. Из этих подростков трое в Екатерино-славе военным судом присуждены к повешению, а три, но несовершеннолетию, к 12 годам каторги за убийство и грабеж, совершенные после продолжительных ночных кутежей в своем сельском управлении. (Сообщение из Таврической губ.).

Возникновение шинков обусловливается многими причинами,

— 1157 —

из которых более существенной является наличность местного постоянного спроса на водку. Казенные винные лавки раскиданы на довольно значительных расстояниях друг от друга, значить — постоянному спросу многих деревень удовлетворить за дальностью не могут. Предполагалось, что раскиданное^ лавок послужит к уменьшению постоянного местного спроса и таким образом явится условием, способствующим развитию трезвости. На самом же деле получилось нечто иное, совсем противоположное.

Вот что пишут из Псковской губ.:

— Быстрому росту пьянства содействует повсеместная, почти открытая, бфзпатентная продажа водки. Слабый человек пьет, бывало, или в винной лавке или в трактире и, напившись досыта, до отвала, идет или едет домой, где на следующий-же день вытрезвляется за неимением водки и принимается за работу, а теперь, при обилии водки в деревне, он опохмеляется с перепоя дома до тех пор, пока не пропьет последний грош. Обиднее всего то, что опохмеляется он очень часто в своем же доме, покупая водку у своей жены, невестки и дочери...

Шинки, удовлетворяя местному спросу, следовательно, способствуют развитию постоянного („привычного“) пьянства взамен случайного, сопряженного с обрядами, обычаями и поездками в города или в пункты водочной продажи.

Чем шире разбросаны винные лавки, тем наибольшее развитие получают шинки. Закрытие-же каждой винной лавки, даже временное, неминуемо ведет к поразительно быстрому увеличению числа шинков.

— Один год у нас в селе, — пишут из Самарской губернии,—не было казенной винной лавки (была закрыта за неимением подходящей квартиры), но в это время усиленно работали „шинки"; пьянство нисколько не уменьшилось, но обходилось для народа гораздо дороже. Теперь казенная лавка снова открыта, но шинки не уничтожились; лавка торгует днем, а шинки работают ночью, где для посетителей заботливая хозяйка сумеет по вкусу приготовить и закуску. Не лишне заметить и то, что теперь полиция или обессилела в борьбе с шинками, или-же и бороться не начинала, так как шинки работают открыто.

Из другого пункта сообщают:

— Казенная винная лавка должна была прикрыться, как не оправдывающая расхода на ея содержание. Мы ликовали, но это было не долго: взамен лавки явились шинки; ни полицейская власть, ни администрация их не преследует, и потому дело не улучшилось, а ухудшилось, так как шинок открыть и день, и ночь. (Письмо из Симбирской губернии).

А из Пензенской губ. сообщают:

— В нашем приходе была сначала казенная винная лавка, а потом за малой торговой производительностью она закрылась. Вследствие этого появились злосчастные, подпольные склады винного товара—шинки. Сначала брала многих робость держать их,