Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1154   >>>

  

— 1154 —

Все ответы из подгородных мест свидетельствуют о развращающем влиянии города на деревню.

Такое же влияние оказывают ярмарки и базары, являющиеся ареной повального пьянства. Вот что, например, пишут из гор. Хорола.

— В дни базаров (три на неделе) и ярмарок, когда в городе собираются жители хуторов, сел и деревень верст за 25—30 в окружности, две винные казенные лавки торгуют на славу. Каждый за немногими исключениями считает долгом запить куплю - продажу, часто неудачную—убыточную, и часам к 12 дня уже попадаются выпившие, а в 3—4 часа, когда более блогоразумные поспешили убраться из города по домам, на площади и прилегающих улицах стон стоит от пьяного гама и шума, так как там остаются только пьяные. Пройти в такое время через базар и не нарваться на неприятность, на безобразную сцену, почти невозможно, а еще через полчаса половина этой обезумевшей оравы пластом лежит на площади и улицах, или-же на своих повозках, куда их с превеликим трудом водворяют заботливые жены и матери и в таком виде отправляют по домам.—

Во многих местах пытаются бороться с городским влиянием, применяя в борьбе оригинальные, достойные подражания, средства.

— „Чтобы прихожане реже ездили в город и реже выходили из влияния прихода и не расхулиганивались среди городских подонковъ",—пишут деятели села Ивановского Казанской губ.,— „нами сильно здесь распространяются такия чудные отрасли сельского хозяйства, как пчеловодство и садоводство. Пчеловодством занимается пока полприхода. За последние два года насадили

3.250 яблоней на пустопорожних землях; то и другое прекрасно отвлекают от пьянства."—

Мы полагаем, что лучшею борьбой с городом является прежде всего повышение культурного уровня деревни, а затем реформа в области ярмарок и базаров.

Проведение этой реформы могли бы начать сами крестьяне путем учреждения деревенских коопераций для продажи продуктов своего хозяйства. При наличности кооперации надобность в массовых поездках на базар отпадает, так как и продажу, и покупку может совершить один агент, уполномоченный на это обществом производителей.

К случайным же условиям приходится отнести соседство и близость винокуренных заводов и мест раздробитедьной продажи, какой-бы характер последняя не носила, — тайный или явный.

Соседство винокуренных заводов безусловно развращает деревню.

Приводим наиболее характерные сообщения.

Один священнник Орловской губернии пишет:

— В полуторах верстах оть села находится винокуренный

— 1155 —

завод, в котором крестьяне ухитряются доставать ведрами бражку, сивушное лГСисло и 90° спирт. Крестьяне настолько втянулись в пьянство, что спирт этот пьют чайными стаканами „залпомъ".

Из Пензенской губ. пишут:

— Село наше барское. У барина постоянная поденщина и мелкая заработная плата, которая всецело идет на пропой. У того-же барина имеется свой винокуренный завод, что дает ему возможность не особенно стесняться при угощении своих поденных.

Из той-жф губернии, но из другого пункта сообщают:

Наше село базарное, при селе с громадным оборотом винокуренный завод, на котором более 1.000 рабочих из нашего села, где они с юных лет привыкают пить спирт и бражку, а также и воровать то и другое для своих домашних. При доставке спирта на железную дорогу происходит страшное воровство его во время перевозки и нагрузки (не раз бывали случаи, что из транспорта воровали спирту ведер по 50); громадная барская экономия (около 24.000 десятин), и страшное мало-зфмелие крестьян (от 7 до 8 сажен на душу в поле) делают то, что крестьяне своей землею почти не занимаются, а работают в экономии, где за многия работы вместе с деньгами платят водкой: начало и конец работ сопровождается могарычем: (садка и уборка картофеля, особенно последняя, — на каждую десятину кроме денег полагается ‘/2 ведра водки; начало и уборка покоса, жнитво, возка хлебов, полка сорных трав, разные посадки и стрижка овец, (до 20.000 шт. шленки); последняя попойка приходится исключительно на долю женщин, по окончании стрижки вошло в обычай до пьяну напаивать женщин. Вообще наш приход один из самых пьяных, по крайней мере в губернии: пьют (правильнее пьянствуют) мужчины, пьют женщины, пьют подростки, дети, и пьют не водку, а 96% спирт. Мне года два тому назад довелось видеть в одном доме омерзительную картину повального пьянства мужей, жен и детей десяти семейств при дележе украденного при возке спирта.

То же самое подтверждают из Харьковской губернии.

Распространению трезвости мешает винокуреннный завод, где изрядно пьют как рабочие, так и возчики спирта в винные склады, а равно и всякий, кто имеет протекцию для доступа на завод, а таких много. (Сообщение из Харьковской губернии).

Много вреда приносить деревне соблазнительная близость казенной винной лавки и пивных (в которых потихоньку приторговывают и водкой).

Один священник ив Орловской губернии пишет:

— Мне очень часто пьющие водку говорят: „если-бы водкой но торговали, мы-бы ее не пили". Следовательно, главный противник всех поборников трезвости — это винная лавка. Пока она будет существовать, до тех пор и народ будет пьянствовать.