Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1152   >>>

  

— 1152 —

В этой борьбе, кроме средств исключительно церковного воздействия, безусловно важное, почти решающее, значение имеет личный пример пастыря.

— „Личный пример трезвости хорошо действует и на моих ближайших сослуживцевъ", — пишет один священник Забайкальской области, — „некоторые из них стали меньше пить спиртных напитков, а другие сделались совершенно трезвыми; затем, когда я бываю лично у прихожан при крестинах, браках, похоронах и других случаях, то хозяева меня и псаломщика совсем не угощают виномъ"...

Отсутствие такого примера или наличность иных привходящих, зависящих вполне от священника, условий, конечно, отражается на борьбе отрицательно.

— „Желая уничтожить попойки на крестинах и свадьбах,— пишет священник с Волыня", — я, помимо проповедей, отказался сам получать, как было раньше, водку и обещал ничего не брать за требу, лишь бы не было большой и продолжительной попойки; ничто не помогало".

В данном случае данный прием, конечно, и не мог иметь успеха, на каковой возможно рассчитывать только через значительный промежуток времени да еще при условии настойчивой повторяемости. Если священники чуть не сотню лет получали за требоисполнение водочные подарки, то, очевидно, одним махом вычеркнуть пьянство из крестин и свадеб невозможно. Слишком крепок обычай.

Большое значение в расшатывали пьянственных обычаев имеет религиозная и, связанная с нею, моральная настроенность прихода.

— „Приход, являющийся как бы большой семьей, все же до некоторой степени при желании духовенства сдерживает и дисциплинирует человека",—говорят деятели села Ивановского (Казанской губ.).

Если ко всему этому прибавить еще просвещение и культурный подъем деревни, то пьянство, как деталь обряда, как старый обычай, исчезнет без следа.

Духовная нищета деревни часто, даже слишком часто стирает в человеке следы добрых влияниии. Вот пример.

Один священник Костромской губернии пишет:

— Большинство моих прихожан, в особенности молодежь, живет на отхожих промыслах в столицах, занимаясь шапочным и малярным ремеслами. Многие из них вступают в столичные общества трезвости, обещаясь трезвиться до отъезда на родину. В большинстве выдержав свой трудный искус, и наживши денег возвращаются на родину, где, за отсутствием высших интересов, начинают пьянствовать,—сначала в компании товарищей но ремеслу, а затем и в одиночку, вынивая четверть за четвертью, пока не прольются или не допьются до приступов белой горячки.—

Культурное значение городских обществ трезвости, подоб-

— ПЬЯ

НЫХ нашему, Александро-ИИевскому, ото резче подчеркивается в другом сообщении.

Крестьяне одного села с сильно развитым отхожим промыслом (в Костромской губернии) говорили своему священнику:

— „Дома, па родине, мы не запьем и не прогнемся, а только одинъ—два раза в зиму выпьем при случае с родными и знакомыми (свадьба, праздники деревенские, масляница) и больше никогда. А вот в городе, где мы часто бываем при деньгах и где много соблазна, там записываются в трезвость на полгода— это хорошо, что слабые из нас и делают. В городе легко и загулять, и прогулять, а дома этого не бываетъ—нечего и не на что."—

Все почти условия исторического наследства так или иначе устранимы. Нужна только борьба, настойчивая борьба соединенных сил духовенства и народных просветителей со старыми пережитками. И под напором этих сил изчезнуть они, как в свое время исчезло многое другое.

Полагаем, что трудность борьбы с пережитками сильно переоценивается. Полагаем, что переоценка эта находится в сильной зависимости от личных склонностей и особенностей борца, который сам-то подчас, в своей личноии жизни, не желает порвать с компрометирующими его привычками и обычаями.

Если личная жизнь деятеля и его отношения к людям безукоризненны в нравственном отношении, если учение Христово исповедуется не только красивым словом, но и красивым делом, то борьба с очерченными условиями не представит для деятеля неисполнимого труда. Напротив,—она будет почти легка.

К условиям случайным, влияющим на развитие пьянства, мы относим прежде всего соседство городов с деревнями и ярмарки и базары.

„Подгородный“ крестьянин настоящим крестьянином не считается. Близость соблазнов в виде кабаков, трактиров, разных притонов, — развратила его. Он в большинстве пьяница. Затемъ—тянется изо всех сил за мещанством в отношении устройства своего быта, иначе говоря,—допускает роскошество, о котором не мечтает крестьянин коренной, затюфяжный. Наконецъ—он возлагает свои житейския надежды не столько на земледельческий труд, которым занимается неохотно, сколько на промысел, чаще всего легкий, и на распродажу своих лошаков в виде дров со своего леса, участков земли, леса и пр.— Вот характерная иллюстрация.

— О наших крестьянах, — пишет священник из г. На-ровчата, Пензенской губ.,—сложилось в нашей местности мнение, как о пьяницах. Сложилось это мнение, главным образом, потому, что крестьяне эти, владея большим количеством земли и богатыми угодьями, имеют возможность часть их сдавать в аренду и пропивать. Совершать общественную попойку они идут обычно в город,—и вот эти-то их путешествия туда и обратно и создали им славу пьяниц.—