Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1150   >>>

  

— 1150 —

имущественно с 1 по 14 ноября). (Из письма казанского свящ.).

Л из самарского села Туармы пишут: в осеннее время кре-стьяне-пчеловоды (коих здесь очень много) делают кислый очень опьяняющий напиток из меду, угощают им своих родственников и знакомых, при этом употребляют не мало и водки.

Особенно много вина выпивается на „помочахъ*1 и „толокахъ“.

„Ни одна помочь не обойдется, что бы не было пьянства",— пишет единоверческий священник Самарской губ., „помогающие не взирают ни на бедность людей, которым оказывают помощь, ни на свой собственную; если их не напоили до пьяна, делают сами по себе складчину и пьют до свала“.

Другой священник пишет:

Самым неблогоприятным обстоятельством для развития трезвости надо считать „помочи**. На этих помочах пьют не только те, которые работают, но всякий, кому не лень идти в дом хозяина, собравшого помочь. (Письмо из Пензенской губ.).

Ииаймы на работу обязательно сопровождаются выпивкой.

Из Казанской губ. пишут:

При кайме рабочих, напр., по подряду возить дрова, сено, строевой лес, при нагрузке и выгрузке баржей и при всякой торговой сделке вино играет видную роль.

То же самое подтверждают и из Псковской губ.

Заработки и сплавной промысел не мало содействуют распространению пьянства среди не только взрослого населения, но и подростков, потому что нгуимы для этих промыслов совершаются непременно при обильном угощении' водкой. (Письмо из Псковской губернии).

Вообще „пьяныя** традиции трудовой жизни вносят не малую долю морального разложения в народ. Особенно губительно действует в этом отношении фабрика. Кажется и возникла она сравнительно недавно, а уже успела создать свои крепко вкоренившиеся обычаи.

Один священник из фабричного района пишет:

Весьма много пагубы приносит как бы освященный традициями обычай так называемой „клепки". Так именуется обязанность каждого, как вновь поступающого мастерового на работу, так равно и каждого, перешедшого с одной работы на другую, напоить водкой всю свой артель допьяна и самому вдрызг напиться. Этот скверный и соблазнительный обычай ревниво и настойчиво поддерживается пьяницами. (Сообщение из Владимирской губ.).

Еще вредоноснее фабрики, по отзывам корреспондентов, на развитие пьянства влияют горный промысел, прииски.

— Приисковая жизнь, — пишет один священник Пермской губернии, — это ужасная жизнь, гораздо хуже заводской, хотя и последняя очень неприглядна в нравственном и умственном отношениях. Кроме безнравственных здесь и разговоров не бывает. Если прииск не за работой, то отдыхает за бутылкой.

— 1151 —

Бытовые особенности отхожих промыслов, издавна сложившияся, также много содействуют развитию пьянства. Иные промыслы, — если только можно назвати» их промыслами, — уже но сущности своей ведут к неминуемому пьянству промышляющих.

Напр., из Орловской губернии сообщают:—блогоприятной почвой для развития пьянства является профессиональное нищенство. Промысел очень легкий. Часто бывает, что на одного человека в месяц „ зарабатывается “ но 100, но 150 рублей. Псе деньги, привозимые из „отхожого нищенства" проникаются.

Приводим характеристику промысла „шаиочиииковъ“. Характеристика эта является типичной и для иных трудовых промыслов.

— В нашем приходе от соседняго села Молвотина, где издавна корень шапочников, распространился промысел шаношни-чества и у нас. При первой возможности идут на этот промысел молодые люди — и мужчины, и женщины, чаще всего с ИО лет, сначала в мальчики. Прожив лето и осень на работе в ныли и грязи и, заработав кое-что, они зимой пьянствуют. Мастера-шаночники большую часть заработка пропивают. Дома же нанимаются на будущее лето и забирают будущий заработок вперед. Хозяева этих мастеров то же изо дня в день льяны. Редкия бывают исключения. И нить они научаются в мальчиках. Подроста^ мальчики с товарищами по ремеслу, по постарше их, ходят но трактирам, а потом и в другия более непотребные места. Приезжая зимой в дом родителей, они разъезжают по беседам девичьим, конечно, не без вина, которое берут у тайных продавцов. Нешапочнш у нас не в чести. У шапочников мастеров-хозяев и жены пьют вино; едва ли найдется такая, которая его не пробовала. (Письмо из с. Ильинского, Костромской губ.).

Перечисленные нами условия, сложившияся исторически, поддерживаемые исключительно в силу традиции, вовсе не представляют из себя чего-то непоколебимого, устойчивого, вечного. Напротивъ—они устранимы.

Вполне устранимы—и во многих местах действительно устраняются—пережитки язычества. На их умирание действует борьба церкви и духовенства.

Понемногу вытесняется потребление вина при обрядах.

Один харьковский священник пишет:

— Предпринимаемые меры почти прекратили за многими поминальными обедами выпивку, а на днях была даже свадьба трезвая; это только первый случай; о нем всюду говорят; хозяин дома признавался, что с великим трудом удалось избежать водки, так как многие гости насмехались и требовали выпивки. (Сообщение из Харьковской губ.).

— „Я требую14,—пишет другой из Забайкальской области,— „чтобы при браке в храм являлись все трезвыми, а в противном случае оставляю браки до следующого дня, и эта мера действует очень хорошо".