Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1151   >>>

  

— 1151 —

Бытовые особенности отхожих промыслов, издавна сложившияся, также много содействуют развитию пьянства. Иные промыслы, — если только можно назвати» их промыслами, — уже но сущности своей ведут к неминуемому пьянству промышляющих.

Напр., из Орловской губернии сообщают:—блогоприятной почвой для развития пьянства является профессиональное нищенство. Промысел очень легкий. Часто бывает, что на одного человека в месяц „ зарабатывается “ но 100, но 150 рублей. Псе деньги, привозимые из „отхожого нищенства" проникаются.

Приводим характеристику промысла „шаиочиииковъ“. Характеристика эта является типичной и для иных трудовых промыслов.

— В нашем приходе от соседняго села Молвотина, где издавна корень шапочников, распространился промысел шаношни-чества и у нас. При первой возможности идут на этот промысел молодые люди — и мужчины, и женщины, чаще всего с ИО лет, сначала в мальчики. Прожив лето и осень на работе в ныли и грязи и, заработав кое-что, они зимой пьянствуют. Мастера-шаночники большую часть заработка пропивают. Дома же нанимаются на будущее лето и забирают будущий заработок вперед. Хозяева этих мастеров то же изо дня в день льяны. Редкия бывают исключения. И нить они научаются в мальчиках. Подроста^ мальчики с товарищами по ремеслу, по постарше их, ходят но трактирам, а потом и в другия более непотребные места. Приезжая зимой в дом родителей, они разъезжают по беседам девичьим, конечно, не без вина, которое берут у тайных продавцов. Нешапочнш у нас не в чести. У шапочников мастеров-хозяев и жены пьют вино; едва ли найдется такая, которая его не пробовала. (Письмо из с. Ильинского, Костромской губ.).

Перечисленные нами условия, сложившияся исторически, поддерживаемые исключительно в силу традиции, вовсе не представляют из себя чего-то непоколебимого, устойчивого, вечного. Напротивъ—они устранимы.

Вполне устранимы—и во многих местах действительно устраняются—пережитки язычества. На их умирание действует борьба церкви и духовенства.

Понемногу вытесняется потребление вина при обрядах.

Один харьковский священник пишет:

— Предпринимаемые меры почти прекратили за многими поминальными обедами выпивку, а на днях была даже свадьба трезвая; это только первый случай; о нем всюду говорят; хозяин дома признавался, что с великим трудом удалось избежать водки, так как многие гости насмехались и требовали выпивки. (Сообщение из Харьковской губ.).

— „Я требую14,—пишет другой из Забайкальской области,— „чтобы при браке в храм являлись все трезвыми, а в противном случае оставляю браки до следующого дня, и эта мера действует очень хорошо".

— 1152 —

В этой борьбе, кроме средств исключительно церковного воздействия, безусловно важное, почти решающее, значение имеет личный пример пастыря.

— „Личный пример трезвости хорошо действует и на моих ближайших сослуживцевъ", — пишет один священник Забайкальской области, — „некоторые из них стали меньше пить спиртных напитков, а другие сделались совершенно трезвыми; затем, когда я бываю лично у прихожан при крестинах, браках, похоронах и других случаях, то хозяева меня и псаломщика совсем не угощают виномъ"...

Отсутствие такого примера или наличность иных привходящих, зависящих вполне от священника, условий, конечно, отражается на борьбе отрицательно.

— „Желая уничтожить попойки на крестинах и свадьбах,— пишет священник с Волыня", — я, помимо проповедей, отказался сам получать, как было раньше, водку и обещал ничего не брать за требу, лишь бы не было большой и продолжительной попойки; ничто не помогало".

В данном случае данный прием, конечно, и не мог иметь успеха, на каковой возможно рассчитывать только через значительный промежуток времени да еще при условии настойчивой повторяемости. Если священники чуть не сотню лет получали за требоисполнение водочные подарки, то, очевидно, одним махом вычеркнуть пьянство из крестин и свадеб невозможно. Слишком крепок обычай.

Большое значение в расшатывали пьянственных обычаев имеет религиозная и, связанная с нею, моральная настроенность прихода.

— „Приход, являющийся как бы большой семьей, все же до некоторой степени при желании духовенства сдерживает и дисциплинирует человека",—говорят деятели села Ивановского (Казанской губ.).

Если ко всему этому прибавить еще просвещение и культурный подъем деревни, то пьянство, как деталь обряда, как старый обычай, исчезнет без следа.

Духовная нищета деревни часто, даже слишком часто стирает в человеке следы добрых влияниии. Вот пример.

Один священник Костромской губернии пишет:

— Большинство моих прихожан, в особенности молодежь, живет на отхожих промыслах в столицах, занимаясь шапочным и малярным ремеслами. Многие из них вступают в столичные общества трезвости, обещаясь трезвиться до отъезда на родину. В большинстве выдержав свой трудный искус, и наживши денег возвращаются на родину, где, за отсутствием высших интересов, начинают пьянствовать,—сначала в компании товарищей но ремеслу, а затем и в одиночку, вынивая четверть за четвертью, пока не прольются или не допьются до приступов белой горячки.—

Культурное значение городских обществ трезвости, подоб-