Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1136   >>>

  

— J1H6 —

ибо я сам ^религиозный человек и кроме того большой поклонник и пропагандист лечения алкоголизма гипнозом.

Для указанной дели из моих пациентовъ—алкоголиков в безплатной амбулатории мной было опрошено без всякого подбора 168 человек; из них женщин было 21. Ни разу не давали зарока 68 человек из 168,—55 мужчины и 13 женщин, остальные человек (92 мужчины и 8 женщин) давали зарок оть 1 раза до 14 раз; больше всего было лиц, дававших зарок 2 илии 3 раза — 21 и 20 человек из 100; в общей сложности эти 100 человек давали зарок 368 раз, из которых 168 раз данный обет был исполнен и 200 раз не был выполнен и они начинали пить, не дождавшись истечения срока, на который был дан обет.

Обет воздержания от спиртных напитков дается обыкновенно, как я уже сказал, на определенный срок; из 368 данных обетов в 86 случаях он был дан на 3 месяца, в 103 случаях на ‘/г года, в 144 случаях на 1 год и в 35 случаях на другие сроки от 1 недели до 2-х лет и один дал обет навсегда бросить пить; таким образом, чаще всего обет дается на годичный срок.

Чаще выдерживаются обеты, данные на 1 годъ—80 выдержанных на 64 невыдержанных; на иИг года—33 выдержанных на 70 невыдержанных, на 3 месяца—34 выдержанных на 52 невыдержанных и на другие сроки—21 выдержанный на 14 невыдержанных.

Из 168 опрошенных мной только 14 человек пробовали лечиться ранее от алкоголизма у врачей; давали-же зароки и большею частью но несколько раз каждый (100 человек из 168). Это показывает, что правильное лечение от алкоголизма или недостаточно широко организовано или пока еще не пользуется достаточной популярностью; насколько-же популярен, по крайней мере в Москве, обычай давать зарок можно видеть из того, что в Даниловском О-ве трезвости было дано зароков за 1905 годъ—36.615, за 1906 г.—52.093, за 1907 г.—43.776 и за 1908 г.—41.482; несомненно, что все дающие зарокъ—алкоголики, т. е. люди, организм которых получил болезненную привычку к алкоголю, и они сами с собой справиться уже не могут. Если принять во внимание, что в Москве кроме Данилов-ского О-ва трезвости есть еще несколько мест, где даются зароки, хотя и в гораздо более скромных размерах, то из этого можно сделать вывод, что алкоголизм, как болезнь, развит у нас в ужасающих размерах, гораздо больших, чем во всех других странах, хотя но душевому употреблению алкоголя Россия и стоить на одном из последних мест; эти-же цифры показывают, что у большинства, повидимому, подверженных этой несчастной болезни есть стремление избавиться от нея; дающие зарок, очевидно, не будучи в состоянии справиться со своим болезненным влечением к алкоголю, ищут себе какой-либо помощи и находят ее в том, что связывают себя

— 1187 —

словом при торжественной обстановке; из распросов лиц, выдержавших обет, я убедился, что тут играет роль боязнь' Бога, перед лицом которого, так сказать, был дан обет, а во многих случаях желание избавиться от соблазна назойливых угощений, которые обыкновенно прекращаются по отношению к давшим зарок; у громадного большинства лиц, выдержавших зарок, самочувствие по отношению к спиртному после зарока было такое-же, как и до него, и некоторым выдерживать его было очень не легко; я встречал таких, которые выдерживали годичный зарок, причем все время у них было мучительное влечение к алкоголю; наличность самовнушения у выдержавших зарок, насколько можно было судить, возможно предполагать только у Э^еловек из 74 выдержавших зарок; но крайней мере, Ъни отмечали, что сейчас же после того, как был дан зарок, у них прекращалось всякое влечение к спиртному и им совершенно легко было воздерживаться.

Как было сказано выше из 368 данных зароков было выдержано 168, в общей сложности давших 74-м человекам 117 лет и 11 месяцев трезвой жизни; лишь у 16 человек из них наблюдались и без зарока свободные оть пьянства периоды, продолжительностью равные самым коротким из данных ими зароков. Очевидно, что без зароков мы не получили бы этих 117 лет трезвой жизни. Да и в 200 случаях, когда зароки не были выдержаны, обет нарушался часто в середине или конце назначенного срока, и, следовательно, и они дадут еще minimum 50 лет трезвой жизни, что является большим выигрышем.

Принципиальные противники зароков нередко называют этот обычай шарлатанством, но организаторы зароков, насколько я знаю, никаких обещаний в смысле чудесного воздействия их не дают, и в таком случае можно ли назвать шарлатанством, что люди религиозные стремятся помочь своему несчастий) тем, что связывают себя словом, данным во время молебна^по этому случаю; если вы сами, противники этого, не даете, никакой помощи этим несчастным, то не мешайте другим оказывать реальную помощь, каким бы способом это ни достигалось. Не может быть никакого спора, что лечение принесло бы им гораздо больше пользы, но пока лечение. алкоголизма не организовано достаточно широко и доступно, и пока оно не приобретет популярности среди народа, обычай „зароковъ" не только имеет право гражданства, но должен быть поддерживаем и распространяем.

Противники „зароковъ" указывают также, что в тех слу- ^ чаях, когда зароки не выдерживаются, обыкновенно начинают пить еще сильнее, и таким образом они приносят вред. Относительно этого у меня есть следующия цифровые данные: из 100 челов. дававших .зарок, было 74 человека, которые выдерживали, и 82 чел., которые не выдерживали; кажущаяся неправильность этих цифр происходить оттого, что нередко одно и тоже лицо один зарок выдерживало, а другой нет, и попадало в обе рубрики: из указазанных 82-х невыдержавших „за-