Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1134   >>>

  

— 1134 —

giene publique*. т. 43, стр. 178.—40. Nacke. „Der Irrenfreund", 1894 r., №№ $ и 4, - 41. Prof. Forel. „Comptes rendus du IV Congress d’antropologie crimin.",

1896 г.. стр. 222.-42. R П. Мержеевский. „Труды I Съезда отечественных психиатровъ". 1887 г. — 43. I. Demoor. La question de la temperance au-point de vue de la science et de Tinstruction. 1897 г., стр. 181. — 44. Grossman. „Allgem Zeitschrift f. Psychiatric14, 1896 г., t. 52. — 45. Sauermann. „Psych-Wochenschrift", 1903 г., t. 8.-46. llberg. Zeitschrift f. Psychiatrie% 1902 г. t. 49.-47. Dr. Howe. Oh the Causes of Idiocy. ИИрив. по M. Helenius. Die Alkoholfrage. — 48. Metcher Beach. „Journal of ment. Science". 1880 r., X. —49. Kind. „Allgem. Zeitschrift f. Psychiatrie4i, 1884 г.. t. 40.—50. I. Cas-sel. „Hygienische Rundschau14, 1902 r., № 13. — 51. Prof. Demme.. Ueber d. Einfluss d. Alkohols auf d. Organismns d. Kindes. 1891 г,—52. L. Lunier. Du role qne joeut. 1. boissons alcooliques dans l’augmentation du nombre des cas de folie et de suicide. 1872 r.—53. Bvurneville. „Progres medicale", 1901 r., стр. 262.-54. I). Kezzola. Statistische Untersuchungen iiber d. Rolle d; Alcohols bei d. Entstehung des originaren Schwachsinnes. Wien, 1902 r.—55. L. Dahl Ireland. Idiocy and Imbecility, стр. 26. Прив. no Kind'y. — 56. Baer. Alkoholismus, seine Verbre.tung и пр. 1878 г.-57. И. Hoppe, Die Tatsuchen liber d. Alkohol. 1904 r. — 58. Prof. V% Uchermann. De Dovstumme i Norge. Прив. по M. Helenius, стр. 251,-59. F. Falk „Archiv f. Psychiatries 1873 i\, t. 2, стр. 407. — 60. Langermeersch. „Der Alkoholismus", 1901 г., тетр. 1. стр. 98. — 61. Воитеѵииие et Bricon. Recherches cliniques et therapeutiques sur Tepilepsie, Thysterie et Tidiotie. 1887 г., стр. 195.—62. Маетесь. Anatomy of Drunkeness. 1837 r.—63. Neumann. Die Kindersterblichkeit ehelicher und unehelicher Kinder insbesondere der judischen BevOlkerung in Baden. Прив. no Baer'у,—64. Auger. Etude sur la mortalite a Bolbeo.-65. M. Billandeau. Congres intern, ги’И^иёпе. 1886 г., т. I, стр. 632. — 66. Villard. Levons sur Talcoolisme. 1892 г., стр. 220. — 67. Rent-Arrive. Influence de Talcoolisme sur la depopulation. Раги^жская диссертация. 1899 г.—68. Sparke. Вопросы нервно-психической медицины, 1898 г., стр. 633. — 69. Laboi'de „Revue d'Hygiene“. 1896 г., стр. 1093.—70. Shute. „Boston med. and surgic. Journal*, 1883 г., стр. 487. Прив. по Фронтковскому.—71. Duncan. „Edinburgh, med. Journal", t. 33, стр. 881.-72. A.Pmard. „Revue d'Hyg*6ne", 1897 г., стр. 44.— 73. Davis. „Обозрение психиатрии", 1899 г., <*rp. 717.-74. Roesch. „Annales. d’Hygiene publique“, т. XX, стр. 1.—75. Demeaux. „Comtes rendus de TAcad. d. Sciences*, t. 51, стр. 576.-76. L. Frank. „La femme contre Talcoolisnies",

1897 r.—77. A. Smith. Каковое положение мы, врачи, должны занимать к вопросе об алкоголе? 1893 г.—78. P. Bouin et Ch. Gamier. „Comptes rendus de la Soc. de Biologie“. 1900 г., t. 52, стр. 23.—79. Н.Л. Садоков. Об изменении яичек и семени у животных при отравлении алкоголем. Петербургская диссертация, 1902 г. — 80. Nicloux. „Comptes rendus de la Soci£t6 de Biologie'S 1900 г., t. 52, стр. 622 —81. P. Renaut. Contribution й. letude de Talcoolisme congenital. Диссертация, 1901. — 82. Ch. F&v. „Jour-nale de Tanatomie et physiol.*, 1895 г., t. 31. — 83. Г. 8. Рейтц. Влияние хронического алкоголя на развитие организма. 1900 г.—84. Charin et Dvr clert. „Semaine m6dicalea, 1894 г., стр. fc37 и 321.—85. Nicloux. Recherches experiment, sur Telimination de Talcool dans Torganisme. Диссертация,

1900 г. — 86. T. Laitinen. Ueber d. Kinfluss d. Alkohols auf d. Empflndlich-keit d. thierschen KOrpers fUr Infectionsteffe. 1902 r. — 87. Он-же. „Zeitschrift. f. Hygjene14. 1908 г., t. 58.-88. Онъ~же. Contributions to the Influence of alcool on the human body especialles on human offspring. 1909 r.-89. А. M. Каротин. Опыт анализа главных факторов личного алкоголизма. 1907 г.

Доклад д-ра Л. В. Марковникова.

Значение народного обычая—обетов воздержания от алкоголя, так называемых «зароковъ».

За последнее десятилетие в Москве получил широкое распространение созданный, невидимому, самим народом обычай— давания обета полного воздержания от всего спиртного на известный срок лицами, злоупотребляющими алкоголем, т. е. несомненно уже страдающими алкоголизмом, почему они сами уже не могут (Отстать оть этого; в простонародье эти специальные обеты называются „зароками", которые даются за редкими исключениями на определенный ими самими в каждом случае назначенный срок; сроки эти в громадном большинстве случаев бывают годичные, полугодичные и трехмесячные; даются эти „зароки" после специально организуемых для этого молебнов, которые служатся ежедневно в определенный час, и организуется это или отдельными священниками но своей личной инициативе или О-вами трезвости, приглашающими для этой цели священников за определенное вознаграждение; в последнем случае дающие „зарокъ" записываются членами О-ва трезвости и уплачивают членский взнос от 25 кои. до 1 рубля в год. По окончании этого молебна в некоторых местах пришедшие дать „зарокъ" дают торжественную клятву не нить спиртное на указанное ими время и целуют при этом евангелие и крест; в других местах после молебна торжественной клятвы не дается, но священник, указав им, что они дают ему обет не нить на избранный ими срок, вручает каждому по крестику, который должен быть надет на шею, как напоминание об этом, и который должен быть снят ими, если они почувствуют, что не могут выдержать назначенного срока; последнее является символом освобождения от данного обета, в третьих местах ограничиваются одним молебном о том, чтобы Бог помог им воздерживаться на избранный срок, и этим все ограничивается, хотя клятва тут все-таки подразумевается приходящими на такие молебны, и все эти три из известных мне видоизменений в народе одинаково называются „зароками".

Второй способ мне представляется наиболее рациональным, так как нарушение обета, являющееся в первом и втором случае клятвопреступлением, тяжело иногда отражающемся на психике данного лица, во-второк случае смягчается символическим освобождением от обета.

Встречаясь нередко с отрицательным отношением к этим „зарокамъ", особенно со стороны интеллигенции, я задался целью исследовать этот вопрос. Мои блогоприятные для этого обычая выводы, мне кажется, могут считаться достаточно объективными,