Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1138   >>>

  

— 1138 —

рока", 45 человек, начав пить до окончания назначенного срока пили также, как и раньше, 4 человека пили даже менее, чем раныце, и 33 человека отметили, что они, прорвавшись, пили сильнее, чем раньше; следовательно, только в третьей части всех случаев можно было бы предполагать вред, но и тут, насколько я мог выяснить, сильнее пили они только первое время, так сказать, ноголодавшись, а потом шло нопрежнему; были, впрочем, и такие, которые отмечали ухудшение дела с этого момента, но и здесь можно еще сказать, что нередко и без зароков явления алкоголизма прогрессируют и не было ли тут простого совпадения. Во всяком случае, если даже у известной очень небольшой части лиц, дававших зарок, последние, предположить, повели к ухудшению дела, то несомненная польза „зароковъ" в других случаях во много раз перевесит эту отрицательную сторону их. Выдержавшие обет воздержания в течение нескольких месяцев, настолько оправляются и успевают привыкнуть к трезвой жизни, что весьма многим не трудно было бы воздержаться и далее; но, к сожалению, укоренился также прочно обычай начинать снова употребление спирт-ного, как только кончится срок обета, если не на другой день, то через несколько дней; после 168 выдержанных зароков только в 43-х случаях продолжали воздерживаться от алкоголя и то в течение от 2-х недель до нескольких месяцев, а остальные начинали нить в первые две недели.

Имея в виду, что алкоголики никогда даже и после лечения не могут перейти к умеренному употреблению спиртного, необходимо бороться с посленим обычаем путем раздачи брошюр, чтений и проповедей при давании зарока, где разъяснялось бы, что для них невозможец переход к умеренности, и выдержавшему зарок следует дорожить тем, что он привык обходиться без алкоголя и строго держаться того же далее.

Мной, было указано, что организуют эти зароки или О-ва трезвости, или отдельные священники; было бы желательно, чтобы это всегда устраивалось О-вами, .так как единоличное ведение этого дела может придать ему нежелательный характер личного расчета, и, кроме того, для дающих зарок но многим причинам весьма полезно записываться в члены О-ва трезвости, особенно если последние еще съуыеют обединять их и устраивать народные клубы; да и членские взносы, которые должны быть но возможности минимальные—50 — 25 кои., пошли бы на расширение культурно-просветительной деятельности этих О-в; для примера укажу на Московское Дорогоыиловское О-во трезвости, которое при 50 коп. взносе этих членов-сорфвнователей, которых за год перебывает около 8.000, содержит на эти средства библиотеку с платной библиотекаршей (безплатных подписчиков около 600), ежедневную вечернюю школу с посещением от 40 до 80 человек, воскресные чтения с туманными картинами, юридическое бюро и оплачивает священника и причетника для молебнов.

Доклад прот. II. Миртова.

Народное пьянство и современная борьба духовенства за трезвость по данным анкеты, произведенной Але-ксандро-Невским обществом трезвости.

В конце 1908 года Ллександроневское общество трезвости, предполагая созвать съезд трезвенников, решило приступить к исследованию вопроса о народном пьянстве и существующих способах борьбы с ним на местах.

С этой целью был выработан особый вопроеный листок, который, при циркулярном письме к сельскому духовенству, представлялся на усмотрение эпархиальных владык с просьбой расиубликовать обращение в эпархиальных органах печати.

Просьба общества была исполнена,—и с разных концов Руси стали поступать к нам сообщения но предмету запроса.

Справедливость требует отметить, однако, что в численном отношении прямых ответов на запрос поступило в течение года сравнительно немного, —всего 147. Нам известно, что существует, но крайней мере, в 5 раз большее против этого числа количество пунктов, где проводится борьба за трезвость. Неотзывчивом работающого активно духовенства мы решительно не склонны объяснять его равнодушием к делу народного отрезвления. По личным наблюдениям знаем, что главная причина безотзывчивости—скромность, та скромность, которая присуща всякому искреннему работнику на живой работе. Так, например, в соседней Новгородской губернии существует (это известно нам по сообщениям вне анкеты и по печатным источникам) не мало обществ с широкой культурной работой и целая масса тех зачаточно-трезвенных групп, которые связываются пока силой церковного зарока. А между тем из Новгородского губернии не поступило ни одного ответа на наш запрос...

Конечно, не отзывчивость трезвенных работников нежелательным образом отражается на полноте и всесторонности исследования. Должна так отразиться. К счастью, кроме ответов на наш специальный запрос, у нас имеется огромный запас сообщений частного характера. Само собой разумеется, что этот в высшей степени ценный материал значительно восполняет численный недостаток специальных сообщений.

Именно этот-то запас и дает нам возможность с доста