Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1135   >>>

  

Доклад д-ра Л. В. Марковникова.

Значение народного обычая—обетов воздержания от алкоголя, так называемых «зароковъ».

За последнее десятилетие в Москве получил широкое распространение созданный, невидимому, самим народом обычай— давания обета полного воздержания от всего спиртного на известный срок лицами, злоупотребляющими алкоголем, т. е. несомненно уже страдающими алкоголизмом, почему они сами уже не могут (Отстать оть этого; в простонародье эти специальные обеты называются „зароками", которые даются за редкими исключениями на определенный ими самими в каждом случае назначенный срок; сроки эти в громадном большинстве случаев бывают годичные, полугодичные и трехмесячные; даются эти „зароки" после специально организуемых для этого молебнов, которые служатся ежедневно в определенный час, и организуется это или отдельными священниками но своей личной инициативе или О-вами трезвости, приглашающими для этой цели священников за определенное вознаграждение; в последнем случае дающие „зарокъ" записываются членами О-ва трезвости и уплачивают членский взнос от 25 кои. до 1 рубля в год. По окончании этого молебна в некоторых местах пришедшие дать „зарокъ" дают торжественную клятву не нить спиртное на указанное ими время и целуют при этом евангелие и крест; в других местах после молебна торжественной клятвы не дается, но священник, указав им, что они дают ему обет не нить на избранный ими срок, вручает каждому по крестику, который должен быть надет на шею, как напоминание об этом, и который должен быть снят ими, если они почувствуют, что не могут выдержать назначенного срока; последнее является символом освобождения от данного обета, в третьих местах ограничиваются одним молебном о том, чтобы Бог помог им воздерживаться на избранный срок, и этим все ограничивается, хотя клятва тут все-таки подразумевается приходящими на такие молебны, и все эти три из известных мне видоизменений в народе одинаково называются „зароками".

Второй способ мне представляется наиболее рациональным, так как нарушение обета, являющееся в первом и втором случае клятвопреступлением, тяжело иногда отражающемся на психике данного лица, во-второк случае смягчается символическим освобождением от обета.

Встречаясь нередко с отрицательным отношением к этим „зарокамъ", особенно со стороны интеллигенции, я задался целью исследовать этот вопрос. Мои блогоприятные для этого обычая выводы, мне кажется, могут считаться достаточно объективными,

— J1H6 —

ибо я сам ^религиозный человек и кроме того большой поклонник и пропагандист лечения алкоголизма гипнозом.

Для указанной дели из моих пациентовъ—алкоголиков в безплатной амбулатории мной было опрошено без всякого подбора 168 человек; из них женщин было 21. Ни разу не давали зарока 68 человек из 168,—55 мужчины и 13 женщин, остальные человек (92 мужчины и 8 женщин) давали зарок оть 1 раза до 14 раз; больше всего было лиц, дававших зарок 2 илии 3 раза — 21 и 20 человек из 100; в общей сложности эти 100 человек давали зарок 368 раз, из которых 168 раз данный обет был исполнен и 200 раз не был выполнен и они начинали пить, не дождавшись истечения срока, на который был дан обет.

Обет воздержания от спиртных напитков дается обыкновенно, как я уже сказал, на определенный срок; из 368 данных обетов в 86 случаях он был дан на 3 месяца, в 103 случаях на ‘/г года, в 144 случаях на 1 год и в 35 случаях на другие сроки от 1 недели до 2-х лет и один дал обет навсегда бросить пить; таким образом, чаще всего обет дается на годичный срок.

Чаще выдерживаются обеты, данные на 1 годъ—80 выдержанных на 64 невыдержанных; на иИг года—33 выдержанных на 70 невыдержанных, на 3 месяца—34 выдержанных на 52 невыдержанных и на другие сроки—21 выдержанный на 14 невыдержанных.

Из 168 опрошенных мной только 14 человек пробовали лечиться ранее от алкоголизма у врачей; давали-же зароки и большею частью но несколько раз каждый (100 человек из 168). Это показывает, что правильное лечение от алкоголизма или недостаточно широко организовано или пока еще не пользуется достаточной популярностью; насколько-же популярен, по крайней мере в Москве, обычай давать зарок можно видеть из того, что в Даниловском О-ве трезвости было дано зароков за 1905 годъ—36.615, за 1906 г.—52.093, за 1907 г.—43.776 и за 1908 г.—41.482; несомненно, что все дающие зарокъ—алкоголики, т. е. люди, организм которых получил болезненную привычку к алкоголю, и они сами с собой справиться уже не могут. Если принять во внимание, что в Москве кроме Данилов-ского О-ва трезвости есть еще несколько мест, где даются зароки, хотя и в гораздо более скромных размерах, то из этого можно сделать вывод, что алкоголизм, как болезнь, развит у нас в ужасающих размерах, гораздо больших, чем во всех других странах, хотя но душевому употреблению алкоголя Россия и стоить на одном из последних мест; эти-же цифры показывают, что у большинства, повидимому, подверженных этой несчастной болезни есть стремление избавиться от нея; дающие зарок, очевидно, не будучи в состоянии справиться со своим болезненным влечением к алкоголю, ищут себе какой-либо помощи и находят ее в том, что связывают себя