Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1117   >>>

  

— 1117 —

Мы должны внушить ему, воспитать в нем уважение к себе, т. о. чтобы он уважал сам себя.

Мы должны, не выходя отсюда, не откладывая своего решения даже только на завтра, высказать свое определенное мнение, свое отрицательное отношение к пьянству и торговле и выработке спиртных напитков и формулировать его более подробно, для того, чтобы это мнение передать в Государственную Думу и Государственный Совет.

Тут, наверно, сейчас-же мне последуют со стороны некоторых лиц возражения о том, что куда девать в случае такого ликвидирования дела казенные заводы и склады и откуда взять те более, чем полмиллиарда, которые получаются путем продажи спиртных напитков, т. е., правильнее сказать, акцизные -сборы с продажи нитей?

Относительно складов винных и заводов необходимо сказать, что они но справедливости должны быть превращены в Университеты, в народные дома, в театры, музеи, клубы, библиотеки, биржи труда, гимнастическия и сиортативные учреждения. Необходимо, чтобы в эти места просвещения был бы дан доступ всякому желающему. Кроме того, часть этих складов должна -быть отведена под училища с тем, чтобы понятие науки о трезвости было бы одним из обязательных (для прохождения) предметов. Напр., меня удивило проскользнувшее из Саратова сведение в газетах относительно того, что там долго не могли найти подходящого места для университета. Между тем, я хотя и не был в Саратове, но вполне уверен, что там имеется огромный и прекрасный склад казенный с массой зданий, которые все можно было бы утилизировать для университета, закрыв склад. Вот было бы первое в России хорошее применение склада.

Что же касается опасения относительно того, что с прекращением торговли государство лишится в своем бюджете суммы, превышающей 500 миллионов, то это не должно смущать истинных трезвенников.

Отвлекаясь от жизни, представим мы себе такую возможность, хотя на минуту, что продажа спиртных напитков прекратилась и что черпать финансы из этого источника более не придется. Что делать? Что если-бы слова эти оправдались? Ведь нужно же тогда подумать о том, чтобы найти другие источники финансов. Или же нельзя и допустить мысли, что это может случиться.

Если же речь заходит в решении этого вопроса, так сказать, с финансовой стороны, то здесь решение вопроса об отрезвлении народа не должна нас смущать. Высказав, во 1-х, тот несомненный принцип, что пьянство в Русском Государстве должно быть уничтожено, мы должны будем теперь же высказать и наше второе положение. И следовательно, во 2-х, мы должны ликвидацию этого пьяного вопроса путем ежегодного сокращения торговли довести до конца в течении, ну хотя-бы ИО, но никак не более лет. и

— 1118 —

Тогда придется в первый год лишится 50 миллионов рублей, во 2-й—100 и т. д.

Конечно, сейчас же встанет вопрос, где взять эти деньги?

Я но этому поводу рассуждаю так. Как только заграницей узнают, что русский народ делается трезвым, так я думаю, сейчас же фонды наши заграницей поднимутся, поднимутся у нас в цене бумаги, больше будет к нам доверия. А дома у нас не замедлят обнаружиться оживление производительности, оживление товаро-обмена, улучшение социальных условий, улучшение условий частной жизни, поднятие умственного * развития и т. под.

Все это, я думаю, или даст, или сохранит нам эти 50, 100, 150 миллионов.

Уважаемое блогородное собрание! Я уверен, что „трезвый бюджетъ“ будет устойчивее „пьяного1- и если финансы наши потерпят изменение в области акцизных сборов с продажи питей, то в других статьях они возвратятся, даже быть может более, чем мы ожидаем. Паша страна, обладая неисчислимыми естественными богатствами, конечно, при неослабном контроле и руководительстве финансами со стороны народных представителей, сможет справиться с временными затруднениями, вызываемыми новой направленной ко благу русского народа реформой.

Русский же народ отрезвевший, трезвый пойдет на борьбу за свое могущество, за свое образование; он трезвостью снова завоюет уважение к себе. Он, улучшая свой внутреннюю жизнь, введет трезвые правовые отношения между своими отдельными народностями и между отдельными классами этих народностей. Он получит то, что ему обещано, он получить нрава в форме так желательных свобод.

В этом трезвом движении народу поможет женщина (в общем, нужно правду сказать, еще трезвенница) и она, все более и более прокладывая себе путь во многия дотоле для нея недоступные отрасли жизни, будем надеяться, проложит себе путь и в Государственную Думу и в Думе она будет верной хранительницей и защитницей принципов полной трезвости.

В заключение своего слова я скажу только то, что я решился перед таким многолюдным и просвещенным собранием выступить на защиту человека униженного, обиженного, измученного алкоголем. Я бы не стал утруждать своею речью вашего внимания, если бы не чувствовал некоторой правоты своих мыслей, и убедительной необходимости сказать о борьбе с пьянством может быть, на первый взгляд утопическия, но все же, по моему глубокому убеждению, жизненные слова.

И еще я в одном убежден, что в борьбе с пьянством, как живом деле, холодным умом ничего не сделаешь. Нужно перечувствовать весь ужас той обстановки, того состояния, в которые падает пьющий, в которых он очутился, для того,