Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1116   >>>

  

— 1116 —

Конечно, здесь может быть сделано мне возражение такого-свойства, что явится тайная выработка этих напитков. Для городов тайная выработка будет прямо скажу немыслима, если администрация в этой борьбе примет подобающее ей место, если она неусыпно будет следить в этом направлении и если она не будет допускать такой выработки, как допускает теперь тайную-продажу.

Что же касается деревни, то здесь надзор за такой выделкой можно возложить на общества. Эти общества выберут известные комитеты, так что в эти комитеты войдут общественные силы, в него должны обязательно войти женщины и эти комитеты, опираясь на голос представителей науки, общественных учреждений, депутатов Государственной Думы и членов Государственного-Совета,—короче говоря, опираясь на мнение почти всего русского общества, поведут свой созидательную работу и оздоровление народа по другому пути, нормальным путем.

Тогда чайные, библиотеки, читальни найдут другое применение, более необходимое и достойное.

Если бы паче чаяния где-нибудь и появилась тайная выгонка спирта, то вблизи этого места появятся и не скроются пьяные. Раз появятся пьяные, значит комитет будет зорко следить за этой местностью и скоро обнаружить место тайной выработки спирта.

Что достигается прекращением выработки спирта и ввоза?

Во-1-х, яд, удалится, и, стало быть, свободная добыча его-будет немыслйма, а широкой она быть не можетъ—злоупотреблениемъ' алкоголя не будет, почти не будет его употребления; стало быть, народ волей-не-волей сделается трезвым.

Во-2-х, правда сначала будет трудно адептам свыкнуться с той мыслью, что алкоголя нет, но потом народ сам поймет, что трезвому жить лучше, и он обратит свое внимание на другия стороны своей духовной жизни.

В-З-х, этой трезвости он достигнет скорее, чем при проведении в жизнь принципа, так называемого, умеренного употребления алкоголя. Для русского народа нужны будут, при его малой еще культурности, сотни лет, прежде чем выработается у него сознательное стремление к трезвости. Между тем, как если мы возмем 10-летний период полного воздержания, то за это время народ непременно перевоспитается, он привыкнет к трезвости, будет грамотным, будет находить удовольствие в других развлечениях. Народ будет лучше одет, лучше накормлен, будет трудосиособнее и сознательнее: легче тогда произойдет развитие его и поднятие его культуры. Я думаю, да и глубоко убежден, что и вы также думаете, что тот народ, который на себе выносит всю тяжесть бюджетных осложнений, который, не говорю, безропотно уже, дает средства на пополнение бюджета, заслуживает, правильнее сказать заслужил, более внимательное к нему отношение.

Мы должны быть и сами трезвыми и сделать его трезвым.

— 1117 —

Мы должны внушить ему, воспитать в нем уважение к себе, т. о. чтобы он уважал сам себя.

Мы должны, не выходя отсюда, не откладывая своего решения даже только на завтра, высказать свое определенное мнение, свое отрицательное отношение к пьянству и торговле и выработке спиртных напитков и формулировать его более подробно, для того, чтобы это мнение передать в Государственную Думу и Государственный Совет.

Тут, наверно, сейчас-же мне последуют со стороны некоторых лиц возражения о том, что куда девать в случае такого ликвидирования дела казенные заводы и склады и откуда взять те более, чем полмиллиарда, которые получаются путем продажи спиртных напитков, т. е., правильнее сказать, акцизные -сборы с продажи нитей?

Относительно складов винных и заводов необходимо сказать, что они но справедливости должны быть превращены в Университеты, в народные дома, в театры, музеи, клубы, библиотеки, биржи труда, гимнастическия и сиортативные учреждения. Необходимо, чтобы в эти места просвещения был бы дан доступ всякому желающему. Кроме того, часть этих складов должна -быть отведена под училища с тем, чтобы понятие науки о трезвости было бы одним из обязательных (для прохождения) предметов. Напр., меня удивило проскользнувшее из Саратова сведение в газетах относительно того, что там долго не могли найти подходящого места для университета. Между тем, я хотя и не был в Саратове, но вполне уверен, что там имеется огромный и прекрасный склад казенный с массой зданий, которые все можно было бы утилизировать для университета, закрыв склад. Вот было бы первое в России хорошее применение склада.

Что же касается опасения относительно того, что с прекращением торговли государство лишится в своем бюджете суммы, превышающей 500 миллионов, то это не должно смущать истинных трезвенников.

Отвлекаясь от жизни, представим мы себе такую возможность, хотя на минуту, что продажа спиртных напитков прекратилась и что черпать финансы из этого источника более не придется. Что делать? Что если-бы слова эти оправдались? Ведь нужно же тогда подумать о том, чтобы найти другие источники финансов. Или же нельзя и допустить мысли, что это может случиться.

Если же речь заходит в решении этого вопроса, так сказать, с финансовой стороны, то здесь решение вопроса об отрезвлении народа не должна нас смущать. Высказав, во 1-х, тот несомненный принцип, что пьянство в Русском Государстве должно быть уничтожено, мы должны будем теперь же высказать и наше второе положение. И следовательно, во 2-х, мы должны ликвидацию этого пьяного вопроса путем ежегодного сокращения торговли довести до конца в течении, ну хотя-бы ИО, но никак не более лет. и