Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1088   >>>

  

— 1088 —

нельзя иди. воспитать человека борцом против алкоголизма. Для достижения последней цели пригодны кружки воздержания, организованные и руководимые самой молодежью.

Это подтверждается многолетним опытом в Скандинавии и в Соединенных Штатах. Швеция уже с 1892 года ввела в школе учение об алкоголизме, как обязательный предмет преподавания. В 1896 году учредили общество воздержания учащейся молодежи. Это общество распространило свой деятельность на все учебные заведения высшого типа (гимназии, университеты) и в настоящее время насчитывается 10,582 члена. Успехи, достигнутые введением обязательного противоалкогольного учения, были не так значительны в сравнении с успехами, достигнутыми этим обществом воздержания.

Общество породило новых энергичных борцов за идею воздержания, между тем как обязательное преподавание дало только небольшой запас познаний. Но как привлечь детей к организовали) обществ воздержания?

Это достигнуто в Англии так называемыми „кружками Надежды" ..Bands of ИИоре“. Студенческое общество воздержания в Швеции начало свой деятельность тем, что учредило в школах детские кружки воздержания под руководством более опытных товарищей.

В других странах, Швеции, Норвегии, Бельгии, последовали их примеру и везде обнаруживаются блестящие результаты.

М. Ауберт (Aubert) из Парижа указывала с своей стороны на деятельность учителей.

Учителей, говорит она, следует подготовить проповедниками воздержания. Профессора в высших учебных заведениях должны быть привлечены к этой серьезной борьбе. Студенты же являются лучшими распространителями светлых идей. Нравственная обязанность профессоров распространять среди студентов идею воздержания и привлекать их к борьбе с алкоголизмом.

Вечером в ‘/ДО происходить грандиозный митинг в Квинс-Галле. Невиданное зрелище! На сцене устроено бюро конгресса; за ним находится хор певцов. По одной стороне помещена группа матросов-абстинентов, а но другой флотские офицеры с седым фельдмаршалом Байтом во главе. Митингом руководил высший лондонский судья.

Действительно видно, что противоалкогольное движение в Англии ужо пустило глубокие корни. Торжественность царит в зале. Раздаются мелодичные звуки органа и постепенно усиливаются громогласно ликующие аккорды. Хорь поет гимн абстинентов, который оказывает на присутствующих чарующее сильное впечатление. Речи чередовались с гимнами и песня ми. Из всех речей более всего запечатлелась в памяти моей речь седого Байта:

„Пятьдесят лет тому назад, я стал в ряды абстшиен-

— 1089 -

тов (грандиозные овации). Наш кружок был . тесен, нас считали какими-то чудаками. Я попал в Индию. Тут алкоголизм праздновал свои оргии. Через сорок лет, оставляя Индию, я считал 60°/о абстинентов в своей армии". Собрание закончилось поздно вечером большими ликованиями.

Видно, нрава гражданства признаны за антиалкогольным движением в Англии столь-же со стороны администрации, как оо стороны общества. Это не порождение больного ума, это не сектантство: это настоятельное требование нашей современной жизни. Замените сегодня в Англии названных 104.000 железнодорож-ников-абстинентов неабстинентами, шоферов Лондона такими-же неабстинентами,—и вы увидите, какую обильную жатву пожнет безжалостная смерть. Сложная техника культурных стран требует быстрого соображения, верного, точного исполнения. К человеку предъявляются высокия требования: машины, говорит Шульце-Геиерииц, будучи сами чудеса человеческого ума, дают наилучший продукт там, где, занятый при них рабочий, сам поднимается на умственную высоту. Отупевший пьяница здесь не на месте столь же мало, как случайные любители выпивки. Контингент последних наполняют ряды .безработных, составляя в Англии, как и в высокоразвитых Соединенных Штатах, злополучных unskilled, то-есть неспособных ^обученных рабочих, жизнь которых протекает между „выпивкой" и голодовкой.

Не касаясь содержания других докладов, сделанных на этом конгрессе, я должен отметить тот общий тон, который все они имели, и указать, что вывод из них получился один, а именно: борьба с алкоголизмом может иметь успехи только при условии полного воздержания всех и каждого от алкогольных напитков и что сами общество и государство должны взять эту борьбу в свои руки.

Итак, если и мы искренне хотим бороться с общественным злом, подтягивающим силы народа, то мы не смеем и не должны ограничиваться половинными мерами, неприводящими ни к каким положительным результатам; удар же должен быть направлен на самый корень зла, то-есть борьба должна итти не против пьянства, то-есть не против неумеренного употребления алкоголя,—но против всякого употребления, производства и торговли алкоголя.

Не будет алкоголя, не будет алкоголизма!