Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1086   >>>

  

- Куб

ком, а последний, вт> свой очередь, рискует сделаться преступником.

4. Чем тяжелее наследственность или чем сильнее приобретенная невыдержанность, тем больше угрожает обществу опасность от алкоголизма.

5. Против преступника-алкоголика наши законы не действительны. Их нужно дополнить и заменить системой, направленной против основного зла—пьянства. Для борьбы с алкоголизмом докладчик указывает на следующее средство: Каждого, кто коллегиею врачей признан алкоголиком, по постановлению суда, следует поместить в лечебницу для алкоголиков. Везде, где эти лечебницы стоят на должной высоте, оне дают хорошие результаты.

Подробно на этом конгрессе обсуждался вопрос как оградить туземцев колоний от алкоголизма. Мы, гордые европейцы, со своими спиртными напитками, оказываем дикарями ту же услугу, как испанцы, в свое время индейцам, передав им черную оспу.

С появлением нашей культуры в ;ших странах совершается три похода: сперва идет миссионер с библией, за ним торговец с бочкой водки, а потом голод и мор. Главным лектором по этому вопросу был купец Битор из Бремена.

Он высказал следующия положения:

. 1. Противоалкогольный конгресс обращает внимание колониальных правительств Европы на ужасающее несчастие и зло, которое совершается ввозом водки в Восточно-Африканския колонии. Конгресс требует запрещения ввоза последней.

2. Если невозможно сейчас запретить ввоз водки, то не разрешать ввоза бочками, а ввозимую в бутылках водку обложить пошлиной в 21/о мар. с бутылки.

Miss Кора Стодерд говорила „О воздержании молодежи и о народном быте"; ее приветствуют, как известную поборницу антиалкогольного движения, громкими аплодисментами. Она начинает доклад указанием на то, что нация велика лишь тогда, когда ея составные части—сыны и дщери здоровы, воспитаны, умственно развиты, справедливы и свободны. Чтобы этого достигнуть необходимо воспитывать молодежь так, чтобы ея физическия, духовные и нравственные силы не отравлялись и не разъедались ядом-алкоголем. Храните и развивайте народные силы— здоровье, умственные способности, блогосостояние, нравственность, а в особенности дорожите идеалами, дабы последние сохранились в народе светлыми, незапятнанными. Современная жизнь требует от человека высоко развитых умственных способностей и телесных сил. В нашем нервном веке быстро меняется экономическое положение личности и социальный строй. В борьбе за существование лучше вооружен тот, кто обладает здравым умом и здравым телом, таковыми являются, именно, абстиненты; поэтому абстиненты не только производят больше народных богатств, но и потребляют больше полезных продуктов.

— 1087 —

Для поднятия нашего общественного уровня необходимо воспитывать молодежь на принципах воздержания.

Употребление-же алкоголя не только порок, но и часть общественного зла. Алкоголь омрачает понятие об ответственности перед обществом. При более высоком уровне развития человека больше и его ответственность перед непросвещенными массами, поэтому противоалкогольное учение следует преподавать в юношеские годы, когда формируется характер и душевные силы человека. Медицина и общественные науки единогласно требуют полного воздержания. Мы своим образом жизни не только определяем для своего народа настоящее, но и его будущее.

С другим докладом на ту же тему выступил учитель ИИе-терсон из Киля, известный ревнитель воздержания. Он читал, как подготовить учителей поборниками воздержания. Не следует, говорит он, отводить особого места в школьных программах преподаванию противоалкогольного учения, но следует вести преподавание в связи с другими предметами. Преподавая учение о гигиене, особенное внимание следует обратить на вред алкоголя. Учитель должен вселить в своих учениках глубокое убеждение, что борьба с алкоголизмом наша ближайшая общественная обязанность. Поэтому первой задачею является ознакомление учителей с этим вопросом и привлечение их к борьбе с алкоголизмом, что лучшие всего можно достигнуть устройством курсов и распространением подходящих книг.

В учительских семинариях воспитанникам следует указать на те физические, нравственные и умственные пороки, которые иричиняются алкоголем не только организму отдельного человека, но всего народа. Было даже предложение воздействовать на учебные округа и министерство народного просвещения, чтобы при замещении учительских вакансий, давалось предпочтение учителям-абстинентам.

Следуюиций доклад д-ра Ивара Тулина „Как привлечь студентов к делу воздержания" возбудил большой интерес.

Всем известно, что пьянствуют не только студенты неорганизованные, но еще больше студенты, принадлежащие к корпорациям. Пивоиитие у корпорантов составляет даже целый культ.

Докладчик указал, что существуют два метода для привлечения учащейся молодежи к делу воздержания:

1) Обязательное преподавание противоалкогольного учения в учебных заведениях, и

2) Учреждение ученических кружков.

Последний метод более применим в школах высшого тина, так как в высших учебных заведениях такие кружки приучают молодых людей к воздержанию и серьезному изучению этого вопроса. Сухим преподаванием противоалкогольного учения в школе можно дать познания но этому вопросу, но никогда